Частоты есть? А если найду? Что думают о частотах на оккупированных территориях в Нацсовете, и почему лицензиаты от них отказываются

Частоты есть? А если найду? Что думают о частотах на оккупированных территориях в Нацсовете, и почему лицензиаты от них отказываются

Скоро исполнится, страшно сказать, пять лет с момента, когда Россия аннексировала украинский Крым и развязала войну на Донбассе. Но сегодня я хочу оставить в стороне все политические вопросы и поближе рассмотреть экономический аспект этой сложной и трагической ситуации, в которую наша страна угодила не по собственной воле. Точнее, одну из его граней, о которую вот уже четыре года ломают копья и на медийном рынке, и в чиновничьих кабинетах - украинские частоты на оккупированных территориях.

Дело в том, что в течение последних лет, несмотря на де-факто утрату украинской юрисдикции в Крыму и на Донбассе, наши вещатели были не в силах отказаться платить за эти частоты лицензионный сбор. В Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания все это время стояли на том, что таким образом Украина сможет доказать право своей собственности на частоты, а телевизионщики и радийщики иногда пытались объяснить, что платить за воздух им не очень выгодно, но чаще просто молча соглашались с регулятором.

Новый виток истории случился на одном из недавних заседаний Нацсовета. Представитель «Бизнес Радио Групп», переоформляя лицензию одной из радиостанций холдинга - «POWER FM» (ООО «Радио Шарманка»), поднял вопрос об исключении из документа частот в Севастополе (89,5 МГц) и Симферополе (103,1 МГц), поскольку это экономически невыгодно.

Частоты есть? А если найду? Что думают о частотах на оккупированных территориях в Нацсовете, и почему лицензиаты от них отказываются

Члены регулятора сперва были против, а один из них, Сергей Костинский, снова попытался объяснить позицию политической целесообразностью: «Таким образом (не отказываясь от частот на временно оккупированных территориях, - МН) у нас есть возможность юридически доказывать, что частоты, захваченные оккупационной властью Крыма, которая контролируется РФ, принадлежат Украине юридически и фактически. И в том числе используются - на них имеют права наши лицензиаты».

На этом все могло бы и закончиться, но оказалось, что в «Бизнес Радио Групп» к такому повороту были готовы. Представитель холдинга объявил, что содержание неиспользуемых по объективным причинам частот компании выливается почти в миллион гривень, и эти деньги с куда большей радостью они потратили бы на зарплаты сотрудников. Более того, холдинг уже подготовил предложение по изменению порядка расчета лицензионного сбора, и даже подал его в НАМ. Вот только никакого ответа от ассоциации не последовало, поэтому вопрос пробуют решить через Нацсовет.

Переходя сразу к результатам, отмечу, что добиться своего у «Бизнес Радио Групп» получилось: регулятор пошел навстречу по вопросам частот на оккупированных территориях. Но меня куда больше заинтересовал момент, который в перспективе может принести пользу не отдельно взятому вещателю, а целой индустрии - предложения по изменению порядка начисления лицензионного сбора. Чтобы как можно лучше в нем разобраться, я отыскала того самого представителя холдинга, выступавшего на заседании Нацсовета - им оказался юрист «Бизнес Радио Групп» Олег Солимчук. Собственно, ему я и задала назревшие вопросы.

Частоты есть? А если найду? Что думают о частотах на оккупированных территориях в Нацсовете, и почему лицензиаты от них отказываются

- Олег, для начала, расскажите, почему вы хотите изменить порядок лицензионного сбора на частоты на оккупированных территориях?

- Когда только началась российская агрессия, у нашего холдинга на оккупированных теперь территориях были частоты на вещание в Донецке и Луганске, а также большая сеть покрытия в Крыму. Фактически, наше оборудование в 2014 году было захвачено, и сейчас вести вещание там мы не можем по понятным причинам. Вывезти оборудование нам тоже не удалось. Соответственно, в связи со всем этим, холдинг «Бизнес Радио Групп» понес большие материальные потери. Сейчас в методике расчета лицензионного сбора нет оговорки, которая допускала бы, что если ты не можешь вещать в регионе по независящим от тебя причинам, то платить за частоты не нужно. Собственно, это мы и хотим изменить.

- Почему только сейчас? Или вы и раньше предпринимали подобные попытки?

- Да, предпринимали. В прошлом году мы хотели исключить из лицензии Power FM оккупированные города (три из которых - в Крыму), но получили отказ.

- От Нацсовета?

- Да. Этот вопрос выносился на заседание вместе с вопросом изменения программной концепции и еще нескольких моментов. Все было удовлетворено, кроме исключения из лицензии частот на оккупированных территориях. После этого, тоже в прошлом году, мы проводили подсчет стоимости лицензий нашего холдинга, у которых истекал срок - ООО «Радио Шарманка» и ООО «ТРК Шансон» (во вторую входил и Донецк). Так вот, оказалось, что суммарно продление этих лицензий только в городах на оккупированных территориях составило порядка 960 тыс. грн. И это по состоянию на 2017 год, ведь стоимость лицензий зависит от прожиточного минимума, а в 2018-м он вырос. Поэтому, подавая документы на продление лицензий, мы параллельно подали заявление на их переоформление без этих городов. На этот раз нас услышали.

- Насколько я помню, члены Нацсовета просили вас не отказываться от частот на оккупированных территориях.

- Да, был поднят вопрос, потому что вся эта история имеет политический окрас. Но давайте будем честными: радиочастоты - это все-таки ресурс. Ни одна страна мира не признала аннексию Крыма. Я считаю, что отказываемся мы от частот или не отказываемся, частотный ресурс все равно будет принадлежать Украине.

- Что вы предлагали?

- Речь шла о том, чтобы внести изменения в методику расчета лицензионного сбора и сделать оговорку, что пока не будет восстановлена юрисдикция Украины на оккупированных сегодня территориях, лицензиатов не обязывают оплачивать этот лицензионный сбор.

Частоты есть? А если найду? Что думают о частотах на оккупированных территориях в Нацсовете, и почему лицензиаты от них отказываются

- Расскажите о том, как проходило ваше общение с НАМ?

- Тут надо отметить, что совсем недавно мы говорили - и не только мы, от индустрии еще был ряд замечаний - о том, как можно изменить методику расчета лицензионного сбора, поскольку лично у меня здесь есть ряд вопросов. Каким образом рассчитывается коэффициент для радио? 24 часа вещания берем за единицу, множим на коэффициент населения (для Киева это 400), потом - на прожиточный минимум, а потом еще на коэффициент мощности передатчика. То есть мы людей умножаем на площадь, как-то так (смеется). А вообще радио вещает для кого? Для людей. А деньги мы зарабатываем в зависимости от того, сколько людей услышали рекламу. Но в методике еще зачем-то присутствует коэффициент площади. Исходя из этого, было разработано несколько новых подходов, и туда включены мои предложения об отказе оплаты лицензии за частоты на оккупированных территориях. Но, насколько я понял, к активному обсуждению они так и не пришли.

- А когда вы впервые обратились со своими предложениями в НАМ?

- В начале года. Они тогда сказали, что собирают предложения от всей индустрии, в том числе телеканалов, а затем планируют подать единый документ в Нацсовет. Это значительно затянуло процесс подготовки единой позиции.

- На заседании члены Нацсовета отметили, что ничего не знали о ваших предложениях. Вы не вдавались в подробности, почему?

- Ну, по факту мы имеем то, что имеем, а донесли регулятору наши пожелания, или нет - это уже вопрос второстепенный. Перед нами стояли другие задачи: мы выполнили (исключили города их лицензий), а остальной процесс теперь, думаю, пойдет быстрее. Да и вообще, по большому счету, в НАМ здесь вопрос не упирается. Они готовили предложение не только от радио, но и от телевидения. А там есть еще ИТК, провайдеры. Понятно, что на каждом этапе согласование каждой правки занимает много времени.

- А вы сами не общались с представителями других радиохолдингов, чтобы вместе разработать новое предложение?

- Еще в прошлый раз вносились изменения в методику, все несколько раз переделывали, какие-то вопросы поднимались вообще в последний момент. Возможно, тогда этому конкретному вопросу (о лицензионном сборе за частоты на оккупированных территориях, - МН) не было уделено должное внимание. Но, думаю, если мы будем встречаться по вопросу нынешних изменений, остальные представители тоже подключатся.

- О каких именно правках с вашей стороны идет речь?

- Их всего две: первое - на время, пока ряд городов находятся не под контролем Украины, лицензионный сбор за них не начисляется; второе - если юрисдикция восстанавливается, сбор выплачивается пропорционально оставшимся дням. То есть, если лицензия на семь лет, и год из них территории были под оккупацией, а остальные шесть - нет, то лицензиат заплатит только за шесть лет. Очень простые, на самом деле, предложения (улыбается).

Частоты есть? А если найду? Что думают о частотах на оккупированных территориях в Нацсовете, и почему лицензиаты от них отказываются

- Вы уже предоставили Нацсовету свои предложения, что будет дальше?

- Я не уверен, что документ уже дошел непосредственно до членов Нацсовета, поскольку мы отправляли его как господину Костинскому на электронную почту (как он и просил на заседании), так и ценным письмом по адресу регулятора. Но пока его распишут, пока донесут наверх, пока рассмотрят все департаменты… Здесь еще нужно понимать, что далеко не все зависит от Нацсовета - это ведь вопрос бюджета, точнее, недополучения бюджетных средств. Так что еще посмотрим, согласится ли Кабмин на уменьшение государственных доходов.

- Получается, Нацсовет в любом случае может лишь направить предложения в Кабмин, и только правительство может внести изменения в методику?

- Именно так.

- Поскольку бюджет на 2019 год уже принят, насколько реально будет принять ваши правки?

- Ну, насколько я знаю, мы не первые из лицензиатов, кто хочет отказаться от частот на оккупированных территориях. Например, были компании, которые только там и вещали - они могли просто не подавать на продление лицензии. Честно говоря, я не думаю, что лицензиатов осталось много, соответственно, вопрос не должен быть таким уж болезненным для правительства и для бюджета.

- А какие выводы вы сделали, исходя из личного общения с членами регулятора? Они готовы принять ваши предложения?

- Давайте пройдет наша с ними встреча, а затем я смогу делать какое-то выводы. Пока что мы хотим собрать рабочую группу. Но вообще, судя по тому, какие комментарии от них звучали во время рассмотрения нашего вопроса на заседании, они посчитали нашу позицию вполне логичной и справедливой.

- Но, получается, год назад, отказывая вам, они так не думали?

- Не совсем так. Они и тогда все прекрасно понимали. Тогда как раз перед ними стоял вопрос подсчета убытков индустрии, понесенных Украиной в связи с аннексией Крыма, и это очень повлияло на принятие решения год назад.

Ну а поскольку Олег - юрист, то все свои слова и действия он подкрепил документом:

Частоты есть? А если найду? Что думают о частотах на оккупированных территориях в Нацсовете, и почему лицензиаты от них отказываются

Так выглядит его предложение по изменению порядка начисления лицензионного сбора на оккупированных территориях, которое от имени холдинга было подано сперва в НАМ, а теперь - в Нацсовет

Пообщавшись с Солимчуком, я поняла, что для полноты картины мне не хватает позиций ведомств, в которые он уже обращался - НАМ и Нацсовета. К сожалению, с первыми мне связаться не удалось (коллеги, проверьте ваши рабочие телефоны - мне кажется, с ними что-то не так), зато пресс-служба регулятора на мой запрос ответила. Я попросила ее объяснить, является ли оплата нашими вещателями частот на оккупированных территориях единственной возможностью доказать их принадлежность Украине, много ли украинских вещателей уже отказались от оплаты такого сбора, и есть ли еще желающие это сделать в ближайшее время. Также мне хотелось узнать, как в Нацсовете оценивают вышеописанную инициативу «Бизнес Радио Групп».

Вот, что мне ответили по этому поводу:

«Повідомляємо вам, що на тимчасово окупованих територіях Донецької області залишилося 36 частот радіомовників і 52 частоти, які використовувалися телеканалами; в Луганській області - 22 частоти радіомовників і 75 частот телевізійного мовлення; в Криму – 176 радіочастот і 389 частот для трансляції телемовлення.

Відповідно до статті 5 Закону України «Про тимчасові заходи на період проведення антитерористичної операції» ліцензії телерадіоорганізацій, які здійснюють діяльність на території проведення антитерористичної операції, строк дії яких закінчився у період її проведення, вважаються такими, що продовжили свою дію на період проведення антитерористичної операції.

Враховуючи те, що ліцензії мовників часто містять частоти як із підконтрольних, так і з окупованих територій, обрахунок вартості ліцензійного збору лише для тимчасово окупованих територій буде некоректним».

Пока вы удивляетесь суперспособности чиновников ответить так, чтобы написать много текста, но обойти основные вопросы, я добавлю, что до конца этой истории еще далеко: как минимум, нужно дождаться итогов рабочей группы, которую, по словам Солимчука, планирует собрать Нацсовет. Надеюсь, консенсус будет найден и в итоге никто не уйдет обиженным.

Источник

На Льва Ландау насмерть сбит пешеход Эпидемии гепатита А в Украине нет, - Минздрав В Киеве задержали девятерых сторонников Саакашвили На Полтавском шляхе столкнулись два авто, одна из машин сбила пешехода Четвертая годовщина начала харьковского Евромайдана: горожане вышли на мирную акцию к памятнику Шевченко

Лента новостей