«Душа разрывается»: семьи арестованных украинских моряков боятся, что мир забыл о них
С точки зрения российского правительства, украинские матросы Юрий Безъязычный и Сергей Чулиба -- преступники: в окружении угрожающего вида конвоиров в масках их заводят в зал, а редкие заседания суда украинцы проводят в пространстве, зарешеченном стальными прутьями.
Но для их семей они (и еще 22 украинских моряка, арестованных за проход в спорных водах во время ноябрьского инцидента в Керченском проливе), скорее, заложники российского правительства.
Встревоженные родственники, недавно прибывшие в Москву на поезде из Киева повидаться с сыновьями в суде, считают везением даже считанные моменты кратких бесед с ними.
Одна из матерей -- Любовь Чулиба -- протиснулась мимо вооруженного автоматом конвоира и бросилась на шею 28-летнему сыну Сергею: она успела лишь поцеловать и обнять его, а затем женщину оттащили в сторону. Моряков же повезли обратно в Лефортово -- одну из самых известных в России тюрем строгого режима.
Моряков обвиняют в нелегальном пересечении российской границы, и в случае осуждения им грозит по 6 лет лишения свободы.
«», -- признается Любовь Чулиба в интервью канадской телекомпании CBC.
«?» -- говорит Роман Чулиба, отец Сергея, об аресте сына.
Семьи моряков по большей части стараются хранить молчание, опасаясь негативных последствий. Но ребята все так же находятся в заточении, и ничто не говорит о скорой перспективе выхода на свободу. Поэтому некоторые родственники боятся, что мир уже начал забывать о пленных украинских моряках.
«», -- говорит Любовь.
Сразу после завершения судебного заседания две семьи пригласили съемочную группу телекомпании CBC навестить их в Украине.
52-летняя Алина (мать Юрия Безъязычного) живет в Одессе -- там, где расположен штаб малочисленного Черноморского флота Украины. Именно из Одессы и вышли их корабли.
«, -- рассказывает Безъязычная корреспонденту CBC, поднимаясь на 6-й этаж в квартиру сына. -- ».
По словам Безъязычной, она бывает в квартире сына периодически, чтобы полить кактусы. Аккуратно развешенные в шкафу вещи сына и безупречно сложенные сорочки в комоде -- предмет ее явной гордости. «», -- говорит она.
Но как только речь заходит о событиях, предшествовавших аресту сына, она резко мрачнеет. 28-летний Безъязычный нес службу на украинском катере «Бердянск», а Чулиба -- на военном буксире «Яны Капу».
В сопровождении третьего корабля -- «Никополь» -- они шли вдоль Крымского полуострова, когда их перехватили российские боевые корабли. Россия аннексировала Крым в 2014 г., заявив о том, что и полуостров, и прибрежные воды являются российской территорией. Тем не менее большая часть стран (в т. ч. и Канада) не признают этой аннексии.
«», -- рассказывает Безъязычная, пережившая не меньший ужас всего полтора года назад.Тогда ее супруг (тоже Юрий) -- офицер ВСУ -- нес службу в непосредственной близости от зоны конфликта на Донбассе. В прошлом году, говорит она, в командный пункт, где находился муж, попала граната. Он несколько месяцев провел в коме, а затем скончался. «» -- говорит Алина.
В доме родителей Сергея Чулибы в Каховке, расположенной в 300 км от Одессы, о правительстве Путина говорят с таким же гневом. « -- говорит отец – Роман Чулиба. -- ».
«», -- добавляет мать Сергея.
Вопрос арестованных украинских моряков Путин поднимал всего несколько раз -- наиболее подробно на итоговой конференции в декабре 2018 г. Он дал понять, что правительство Украины намеренно пожертвовало моряками в попытке спровоцировать антироссийскую истерию в год выборов в Украине ради повышения шансов президента Порошенко на переизбрание.
«», -- сказал Путин.
По мнению независимых аналитиков, семьям (и самим морякам) следует готовиться к тому, что содержание под стражей может затянуться на долгие месяцы.
«, -- поясняет Джон Лоух, научный сотрудник программы российских и евразийских исследований Лондонского королевского института международных отношений. -- ».
По словам родственников, в этом испытании есть один позитивный момент: между членами семей завязались дружеские отношения, и они практически ежедневно общаются через интернет в своей группе.
«», -- поясняет Любовь Чулиба. А покоя у нее не будет, говорит она, до тех пор, пока сын не вернется домой. «» -- спрашивает она…
Автор -- Крис БРАУН, корреспондент Московского бюро канадской телекомпании CBC
Рекомендовано к прочтению