Форма представления информации
Для БФ форма представления информации, будь то глиняная, клинописная табличка, кодекс, перфокарта, микрофиша или магнитная лента, никогда не была сколько-нибудь серьезным препятствием для ее отбора, хранения и организации использования.
Важно ее содержание, именно им определяется социальная ценность фонда, предопределившая в свое время возникновение понятия «общественно полезный фонд» (Оган Степанович Чубарьян).
Необходим сбалансированный подход к ФБФ различными видами документов с учетом их действительной роли в информационном потенциале общества. Недопустимы ни недооценка, ни переоценка какого бы то ни было их вида.
Произведения печати пока имеют чисто технические преимущества перед аудиовизуальными и машиновоспринимаемыми документами: они легко переносятся и занимают мало места, имеют относительно небольшой вес, "работают" без шума. Информацию из них каждый может усваивать в соответствии со своей скоростью восприятия. Они позволяют в любой момент «остановить мгновение», неоднократно возвратиться к нужному месту. Книгу можно использовать без специальных приспособлений, в удобное время и в любой территориальной точке, делать пометки (если книга собственная) и т. п. В отличие от сведений, предоставляемых средствами массовой информации, сведения, заключенные в книге, готовы к использованию не в строго фиксированный, а в произвольный момент времени, что наиболее удобно абонентам.
С появлением новых средств фиксирования информации прежние также сохраняются в сфере человеческого общения. Отдав часть своих функций вновь возникшим, они обычно начинают новую жизнь, эффективнее выполняя оставшиеся функции. К примеру, ранее и написание книги, и переписка осуществлялись вручную.
Необходимость в большом числе идентичных экземпляров того или иного произведения привела к изобретению книгопечатания, но функция создания рукописей не только сохранилась, но — с распространением грамотности — расширилась. Появившиеся впоследствии кино, радио, телевидение, в свою очередь, не только не вытеснили произведения печати как средство научного и художественного познания мира, но, наоборот, благодаря экранизациям, рекламе и т. д. сделали их воздействие более эффективным, а распространение — более широким.
Рекомендовано к прочтению