Эксперт: закон о кредитах носит технический характер
Обсуждаемые новшества закона о возобновления кредитования не несут реальной новизны. Об этом в комментарии «2000» рассказал директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
СПРАВКА «2000». 3 июля Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно возобновления кредитования". По мнению НБУ, закон должен защитить права кредиторов путём уменьшения возможностей уклонения от кредитных обязательств, сокращения сроков предъявления требований к наследникам должника, декларирования возможности получения информации о заимодавце.
«Существенного влияния на ситуацию с кредитованием этот закон не окажет, - поясняет Охрименко. – Он больше носит технический характер. В нём исправили колоссальное количество технических противоречий. Например, вот есть кредит или ипотека, которые не гасят. Банк пытается перепродать / переуступить долговые обязательства. Аферист-должник объявляет, что он должен третьей стороне, всё – блокировка. Сейчас эту возможность убрали».
Норма о наследниках обращена скорее на прошлые кредиты.
«В вопросе наследников нет ничего нового. В действующем законодательстве о наследстве прописано, что если ты принимаешь наследство – ты принимаешь и долги. В законе это прописано. Единственное, в чём они пошли навстречу – не ждать 6 месяцев. Ты вступаешь в долг сразу. Так, раньше стоял вопрос: эти 6 месяцев начислять проценты или ждать? То есть, в основном новый закон регулирует такие технические моменты. К тому же, важно понимать, что он нацелен на прошлые кредиты, а не на будущие. Его цель – решить проблему со старыми кредитами, которую сейчас загнали в угол множеством судебных процессов. Расчистить эти «авгиевы конюшни». Хотя их расчистка совершенно не гарантирует того, что люди станут кредитоваться активней».
А норма о получении более полной информации о получателях кредита направлена на оздоровление ситуации.
«Технический характер носит и норма о возможности для банков обращаться за данными о гражданине, желающем получить кредит. В законодательстве она уже есть – при этом Минюст до сих пор не предоставил алгоритм того, как именно банк может обратиться за этими данными. Так что включение и так формально действующей нормы в закон – способ в рамках бюрократических процедур напомнить Минюсту о желательности скорейшего регулирования этой процедуры. В перспективе возможность обращаться сразу получать информацию о возможном заёмщике поспособствует нормализации кредитования».
Рекомендовано к прочтению