Роковая ошибка дистрибутора, или Блеск и нищета "Межи" и "Стрiмголов". Бокс-офис ноября
В кинопрокате, как в жизни, никогда нельзя рассчитывать, что все сложится ровно так, как загадываешь. Никакие трефовые короли в казенном доме не помогут предсказать, что суждено фильму - невероятный успех, оглушительный провал или, что гораздо более характерно, какая-нибудь серединка на половинку.
Собственно, ради этого мы с вами в очередной раз собрались обсудить бокс-офис прошедшего месяца со всеми вытекающими. Попытаться понять, почему солнце в ноябре было в созвездии кассовых провалов, и найти-таки ответ на вопрос: «кто виноват». Или признать, что решение вопроса лежит не в сфере поиске виноватых - тут уж насколько кого хватит.
В этот раз я припасла для вас анализ кассовых сборов в Украине за ноябрь 2017 года - месяца «черной», по многим причинам, пятницы.
Как обычно особое внимание я уделю украинским премьерам. Их в ноябре было всего три: «Будинок «Слово», «Межа» и «Стрiмголов». Впрочем, в прокате продолжают добирать свое «Сторожевая застава», «Мир вашему дому!», «Припутнi» и несколько других картин.
Зато сразу две премьеры ноября вызвали настоящий скандал, да такой, что связанный с премьерой «Сторожевой заставы» скандальчик прошлого месяца выглядит на этом фоне детскими шалостями.
Вводные
Сведения о своих релизах мне предоставили, как обычно, компании UFD, B&H, «Киномания», «Вольга-Украина» и MMD, а также, по некоторым своим проектам, «Артхаус Трафик». И не предоставили целый ряд дистрибуторов. В двух случаях, к сожалению, неполнота информации скажется на качестве нашей дискуссии об украинском кино, за что заранее приношу свои извинения.
Мейджоры
Итак, в ноябре на украинские экраны вышли 17 фильмов:
- «Тор: Рагнарек»
- «Фиксики: Большой секрет»
- «Джунгли»
- «Гоген»
- «Убийство в Восточном экспрессе»
- «Маленький вампир»
- «Женись на мне, чувак»
- «Клаустрофобия»
- «И смех, и грех»
- «Лига справедливости»
- «Обитель теней»
- «Межа»
- «Тайна Коко»
- «Кто в доме папа-2»
- «Коматозники»
- «Дело храбрых»
- «Джиперс криперс-3»
Остальные
- «Будинок «Слово»
- «Стрiмголов»
- «Супербекон» «Субурбикон»
- «Иностранец»
- «Счастливый день смерти»
- «С любовью, Винсент»
- «Обет молчания»
- «Мистер Феличита»
- «Двуличный любовник»
И несколько других.
В общем
Всего в ноябре нам досталось 4 уик-энда. В отличие от мирового проката, из которых примерно 45% - это США, в Украине «черная пятница» - мероприятие номинальное. Если у себя на родине это - пятница после Дня благодарения и выходной день, который можно провести в торговых центрах, выбирая рождественские подарки, то у нас это не совсем логичный, а оттого и не прижившийся маркетинговый инструмент. Поэтому уникальных праздничных сборов ни в один из этих уик-эндов не было - впрочем, некоторые фильмы и сами постарались, без всяких праздников.
Первый уик-энд, со 2 по 5 ноября, принес в кассу 45 млн 430 тыс. грн и привлек в залы 552 тыс. 405 зрителей. Основная заслуга - 32 млн и 377 тыс. зрителей - у фильма «Тор: Рагнарек».
Второй уик-энд, с 9 по 12 ноября, принес 42 млн 755 тыс. грн и 516 тыс. зрителей - в первую очередь благодаря «Убийству в Восточном экспрессе» (230 тыс. зрителей) и тому же «Тору» (еще 171 тыс. зрителей).
Третий уик-энд, с 16 по 18 ноября, порадовал бокс-офисом в 39 млн 864 тыс. грн от 477 тыс. зрителей. В первую очередь они пришли на премьеру «Лиги справедливости».
Четвертый уик-энд, с 23 по 26 ноября, принес бокс-офис в 36 млн 197 тыс. грн и привел в залы 440 тыс. 500 зрителей. Главный релиз недели «Тайна Коко» собрал в прокате в два раза меньше, чем ближайший его конкурент («Убийство в Восточном экспрессе»), чуть больше 10 млн грн, но подтянулись другие премьеры недели, в частности, рождественские комедии.
Финишная таблица кумулятивного забега фильмов в ноябре выглядит вот так:
Впервые в этом забеге нет украинского фильма. Впрочем, это если мы считаем только релизы ноября - «Сторожевая застава» и «Дзидзьо Контрабас» на второй и третий месяц проката показали скромный, но результат, соответственно, а данные о релизе «Межи» - тайна, покрытая мраком. Вот ее мы сейчас и обсудим.
Частности и Украинское кино
Впервые эти два сегмента мне придется объединить. Потому что частность ноября одна - это конфликт между создателями фильма и его дистрибуторами, который стал то причиной, то следствием провала фильма в прокате (заменить в этом предложении слово «провал» предлагаемыми мне весь месяц эвфемизмами мне совсем не хочется).
Речь идет о картинах «Стрiмголов» и «Межа». Если послушать со стороны, может показаться, что ситуации схожие, но если присмотреться повнимательнее, то найдутся в этих провалах и отличия. К сожалению, размышлять мне придется почти голословно: точные результаты сборов, география релизов и качество росписи фильмов так и остаются пока закрытыми данными.
Но точно известно следующее: в начале ноября в один уик-энд на экраны вышли два украинских фильма - ожидаемо камерный «Будинок «Слово» (документальный фильм о Расстреляном возрождении как бы предполагает не самую широкую целевую аудиторию) и не блокбастер, но и не самый неизвестный фильм года «Стрiмголов» режиссера Марины Степанской. 16 ноября на экраны вышел фильм словака Петера Бебьяка «Межа».
Поговорим об общих факторах: и «Межа», и «Стрiмголов» снимались при финансовом участии Госкино, участвовали в основном конкурсе Карловарского международного кинофестиваля («Межа» взяла там приз за лучшую режиссуру) и получили неплохую прессу - отзывы в трейдах (например, Variety). Оба фильма получили несколько наград на международных фестивалях поменьше. В общем, оба фильма были как «Племя», только с коэффициентом пафоса в 1/4 и мирового признания - в 1/8.
Для сравнения привожу цифры «Племени» в украинском прокате: фильм дебютировал на 42 копиях, собрал за первый уик-энд 3 271 зрителя и чуть больше $12 тыс. сборов. Дебют «Стрiмголов» был заявлен на 25 экранах, впрочем, позже выяснилось, что количество их было и того меньше. «Межа» стартовала в 118 кинотеатрах на более чем 120 экранах (точное количество тоже не разглашается). Сколько собрали фильмы - неясно. По результатам двух уик-эндов проката «Межи» продюсер картины Андрей Ермак назвал цифру в 1 млн 200 тыс. грн, но без динамики и информации о понедельных изменениях сама сумма мало о чем говорит.
Оба фильма, и «Межа» и «Стрiмголов», дебютировали в Украине на Одесском международном кинофестивале. Фильм Марины Степанской - официально, в рамках основной конкурсной программы, фильм Петера Бебьяка - неофициально, на спецпоказе. Впрочем, для среднестатистического зрителя (полного зала кинотеатра «Родина») разницы между официальным и неофициальным скринингами не было - «сарафанное радио» запустилось что для первого, что для второго проекта.
Что еще общего у картин «Межа» и «Стрiмголов», так это тот факт, что создатели обвиняют в недоработке дистрибуторов. В случае «Стрiмголов» это компания KinoVe, в случае «Межи» - компания UFD.
Ну и последний объединяющий фактор для обоих фильмов - не самая лучшая, а в одном случае - вообще проваленная рекламная кампания, как анонимно прокомментировали мне сразу несколько экспертов рынка. Среди основных претензий к кампании были названы и «непродающий постер», и «спорный трейлер», и слабая работа с размещением в целом. Узнаваемость обоих проектов перед релизом, по мнению сразу нескольких моих собеседников, была достаточно низкая.
А вот что отличается, так это личности, фигурирующие в обоих ситуациях: Марина Степанская выступает спикером своего фильма и по режиссерским и по продюсерским вопросам, а Елена Ершова, Владимир Филиппов и Андрей Суярко предпочитают хранить молчание. KinoVe на претензии режиссера и зрителей уже месяц не реагирует.
Украинский же продюсер «Межи» Андрей Ермак и дистрибутор UFD озвучили свои позиции по вопросу четко.
От себя замечу, что полностью уверена только в одном: ни продюсеры, ни дистрибуторы, ни отдел промо в ситуации не сработали на 100%. Полностью сработали только зрители, которые пришли в кинотеатр и заплатили за билет. Ошибки в релизе были на всех этапах и со всех сторон. Кое-где эти ошибки были больше - сравните 118 кинотеатров с 20 кинотеатрами и ощутите разницу. Кое-где продюсеры сознательно делали откровенно странный выбор, а потом на него жаловались.
Играть в музыкальный стул «кто крайний» в этой ситуации не совсем уместно - крайним, как обычно, окажется ни в чем не повинный зритель. А вот посмотреть на вопрос конструктивно и решить, что и где можно было сделать лучше - надо. Но для начала - обнародовать для широкой общественности все данные. Потому что «без кота и жизнь не та», а без циферок математический анализ получается кашей из топора.
Кстати, в декабре нас ожидает очень увлекательная беседа - не только подведение, бесспорно, рекордных итогов года, но и результаты еще не стартовавшего в прокате, но уже интересующего многих фильма «Киборги». Не переключайтесь!
Рекомендовано к прочтению