Побег за рубеж: как американцы решают проблему студенческих кредитов
Один сбежал в Украину, вторая скрывается в Японии, а третий нашел приют в джунглях Индии: причиной бегства из Америки все они называют неподъемные долги по студенческим кредитам.
Вначале Чад Хааг планировал скрываться от выплат по накопленным в студенческие годы кредитам в пещере – именно так поступил его приятель – но затем у него появился менее рисковый план: Чад переехал в индийские джунгли. «Америку я оставил позади», - говорит 29-летний Хааг.
Сегодня он живет в бетонном доме в селении Учаккада, а ежемесячные расходы составляют всего $50. По его двору под сенью кокосовых пальм носятся куры. «», - рассказывает парень. По его словам, он искренне надеется, что посещать западные супермаркеты ему больше не придется.
На расстоянии в 9 000 миль от Колорадо, говорит Чад, его студенческие кредиты уже не выглядят реальной проблемой. «», - поясняет он.
Некоторые выпускники, погрязшие в кредитах на обучение, пакуют чемоданы и бегут из США в другие страны, где коллекторам значительно сложнее достать их, а стоимость жизни существенно дешевле. Официальной федеральной статистики по количеству бежавших из США «кредитчиков», конечно же нет. Но их число достаточно велико, если судить по группам в Facebook и Reddit, в которых позабывшие о долгах беглецы активно делятся историями из жизни и публикуют советы для «коллег» по несчастью.
«», - считает Бармак Нассириан, исполнительный Американской ассоциации колледжей и университетов штатов (ASCU).
Непогашенный долг по студенческим кредитам в США за минувшее десятилетие вырос в 3 раза – по прогнозам экспертов, к 2022 году он достигнет $2 триллионов. Средний размер кредитной задолженности выпускника вуза сегодня составляет около $30 000 (для сравнения – в 90-е годы и с поправкой на инфляцию эта сумма не превышала $16 000). При этом уровень зарплат для новоиспеченных бакалавров (тоже с учетом инфляции) практически не растет на протяжении уже нескольких десятилетий.
Долг Хаага всего $20 000, что гораздо меньше, чем у большинства заемщиков. Тем не менее, по его словам, ему никак не удавалось найти в США достойную работу, позволяющую выплачивать кредит.
«», - сетует Хааг. После окончания вуза ему с трудом удавалось выплачивать по $300 в месяц.
Первую работу он нашел сразу после окончания университета Северного Колорадо в 2011 году (тогда последствия рецессии все еще были ощутимы). Это была временная подработка на фабрике – разгрузка грузовиков и сборка игрушечных ракет на конвейере.
Затем Хааг вернулся в университет, чтобы получить степень магистра по литературе. После этого – уже в роли молодого специалиста – он пытался преподавать в вузе, но заработка на жизнь явно не хватало (за семестр он отчитал всего один курс лекций).
Проблеском надежды стало получение постоянного места работы – курьером в медицинской компании (Чад доставлял в клиники результаты анализов мочи и крови). Но вскоре он с глубоким разочарованием узнал, что на руки получает лишь $1 700 в месяц.
После выплат по студенческому кредиту денег практически не оставалось, и позволить себе аренду жилья в городе при резком росте цен он не мог. Чад жил с матерью и крайне редко выбирался в город с друзьями. «», - признает Хааг.
А вот в Индии на горизонте появились цели, казавшиеся на родине совершенно несбыточными – завести семью и обзавестись собственным жильем. В прошлом году Чад женился на индианке, преподавательнице местного колледжа, и получил вид на жительство на 5 лет.
Впрочем, адаптироваться к жизни в чужой стране было не так уж легко, признает он. «», - говорит Хааг. А недавно он отравился несвежим мясом в местной забегаловке и попал в больницу.
«», - уверен Хааг.
Суммарный долг по студенческим кредитам, по возрастным группам Миллиарды долларов До 30, 30-39, 40-49, 50-59, старше 60.
По мнению экспертов, бегство в другую страну от долгов по кредитам сопряжено с рисками. Если беглец захочет вернуться в США (или у него вдруг возникнет такая необходимость), он узнает, что сумма долга лишь возросла за время отсутствия – благодаря процентам, штрафам и пене.
И хотя министерство образования, как правило, не имеет возможности взыскивать долги с зарплат людей, работающих в компаниях за пределами США, у ведомства есть право снимать до 15% с различных социальных выплат, получаемых должниками.
«», - констатирует Марк Кантровиц, эксперт по студенческому кредитованию.
Чад Олбрайт – человек, 8 лет не плативший по студенческому кредиту.
Чад Олбрайт поступил в университет Миллерсвилль в Пенсильвании, где учился на историка и специалиста по коммуникациям. Диплом он получил в 2007 году на заре великой депрессии, и найти работу по специальности тогда не представлялось возможным. «», - вспоминает 39-летний Олбрайт.
Сумма долга Чада по студенческому кредиту составляет $30 000, а каждый месяц он обязан выплачивать по $400. Не в состоянии обеспечивать себя, он переехал в родительский дом и устроился на работу разносчиком пиццы. «», - говорит он.
Начались задержки с выплатами по кредиту, и у Олбрайта появились опасения, что министерство образования вот-вот начнет взыскивать долги с заработной платы. Кредитный рейтинг окончательно рухнул, он лишился не только возможности приобретения автомобиля в кредит, но и многих рабочих мест (некоторые потенциальные работодатели сегодня изучают кредитные дела соискателей). «», - рассказывает Олбрайт.
«В Украине я гораздо счастливее», - признает Олбрайт.
В 2011 году, не наблюдая никаких перспектив для себя в США, он принял решение о переезде в Китай. Поселившись в городе Чжуншань, Олбрайт понял, что ему нравится учить людей английскому языку: в отличие от развозки пиццы, это был благодарный и полезный труд.
В Китае Чад получал лишь около $1 000 в месяц, но школа, в которой он преподавал оплачивал большую часть арендной платы за жилье, а стоимость жизни в КНР оказалась существенно ниже, чем в Пенсильвании.
Через несколько лет Олбрайт переехал в Украину, где получил вид на жительство. Вначале он преподавал в Киеве, а затем перебрался в Одессу, портовый город на берегу Черного моря. В США он возвращаться не планирует. «», - говорит Чад. По его словам, по студенческому кредиту он не платит уже 8 лет.
В Американской ассоциации колледжей и университетов штатов уверяют, что существуют и более разумные способы решения проблемы студенческого долга. Так, испытывающие сложности с выплатами по кредиту должники могут выбрать одну из предложенных правительством схем по реструктуризации задолженности, и сумма месячной выплаты будет скорректирована в сторону уменьшения – в соответствии с доходами человека. Некоторые должники на совершенно законных основаниях вообще ничего не платят на протяжении месяцев.
Но тот факт, что люди решаются на столь радикальный путь, как бегство за рубеж, свидельствует о необходимости радикального пересмотра системы кредитования обучения, считает Аллан Коллиндж, основатель правозащитной организации Student Loan Justice.
«», - констатирует Коллиндж.
«Я пытаюсь не думать об Америке – от этого сердце разрывается», - говорит Катрина Уильямс.
Катрина Уильямс завершила обучение в Университета Южной Алабамы в 2013 году, и тотчас принялась искать работу, ведь ей предстояло ежемесячно выплачивать по $700 по студенческому кредиту.
«», - вспоминает она.
Девушка сменила немало рабочих мест – бариста на полставки в кафе Starbucks, подменный учитель, почтальон и т.п. В какой-то момент ей даже удалось устроиться на полную ставку оператора центра обслуживания клиентов компании Sears.
«», - рассказывает Уильямс. При этом Катрина жила в доме матери, а страховку позволить себе не могла.
Один из ее приятелей переехал в Японию, и идея отъезда из США пришлась девушке по душе. В 2015 году она отправилась в японскую префектуру Тиба – учить местных студентов английскому языку. Вопрос визы решил работодатель.
Теперь у нее есть собственное жилье, а работать 7 дней в неделю уже не приходится. Тем не менее, Уильямс скучает за домом, ведь обзавестись массой друзей в Японии ей пока не удалось.
Она задумывается о возвращении, но понимает, что ее ждут лишь вычеты из зарплаты и бесконечные звонки от коллекторов, поскольку суммарный студенческий долг Уильямс уже превысил $100 000. «», - говорит она.
Перевод Константина Василькевича
Источник – CNBC News
Рекомендовано к прочтению