"Объединяться перед расстрелом не надо". Что обсуждали на съезде Союза кинотеатров Украины во время Летнего кинорынка

Кинотеатрам, как и бумажным книгам, из года в год обещают скорое исчезновение. Но они стойко держатся и изо всех сил стараются (по крайней мере, некоторые из них) улучшить свою судьбу. Чтобы не бороться с мельницами проблем в одиночку, три года назад украинские кинотеатры объединились. И чем занято это объединение сегодня, я вам сейчас расскажу.

Напомню, о создании Союза кинотеатров Украины объявили во время Летнего кинорынка Одесского международного кинофестиваля в 2016-м. В этом году очередной съезд СКУ состоялся там же. Главная цель мероприятия - совместное решение проблем индустрии на государственном и коммерческом уровнях, а также обсуждение актуральных вопросов и построение диалога.

Глава Правления Союза кинотеатров Украины Любовь Лисовская, открывая мероприятие сообщила, что одним из вопросов, с которыми недавно столкнулся СКУ, стало изменение государственных норм на строительство кинотеатров. «От этих норм поднялись волосы - ни один кинотеатр не может быть по ним построен. Естественно, наши юристы и наши строители вмешались. Мы бы очень хотели, чтобы вы тоже участвовали в этом процессе», - заявила Лисовская, обращаясь к собравшимся.

Государственные строительные нормы - тема для отдельного большого разговора, в которому мы с вами совсем скоро вернемся. А пока перейдем к вопросу проката украинских фильмов, интересующему абсолютно все, не только сетевые, кинотеатры. Квота на прокат украинских картин - по-прежнему болезненная тема для кинодемонстраторов, вызвавшая на мероприятии самую длинную и оживленную дискуссию.

Вместо наказания за невыполнение квоты Лисовская предложила просить Госкино ввести премии за ее перевыполнение, а разработать систему поощрений можно по примеру программы «Европа Синема», поддерживающей прокат европейских фильмов на большом экране. Лисовская заметила, что на уровне государства у нас поддерживают продюсеров, сценаристов, дистрибуторов, промокампании фильмов, но в этом процессе никак не участвуют кинотеатры.

Впрочем, вопрос первостепенной важности в этом контексте - не «пряники» за перевыполение квоты, а нехватка национального контента для ее выполнения. Напомню, квота на демонстрацию национальных фильмов сейчас составляет 15% от общего ежемесячного времени демонстрации. Такая цифра действительна до 1 января 2022 года, а после возрастет до 30%.

Представитель ужгородского кинотеатра отметил, что дистрибуторы украинского кино предлагают фильмы только под Новый год и 8 марта, а, например, летом показывать нечего. «Как можно выполнить квоту, когда контента на эту квоту не дают? Хотите 15 процентов - снимите нам 15 процентов от мировых релизов!» - эмоционально заявил он. В целом, демонстратор прав, хотя сужать время украинских премьер до всего двух дат и сбрасывать со счетов традиционно горячую в этом смысле осень все же не стоит.

Людмила Горделадзе, выступая как член Совета по кинематографии, заметила, что Госкино пока не имеет плана выпуска национальных фильмов, поэтому не требует от кинотеатров строго придерживаться квот - нет никаких штрафных форм или санкций. С другой стороны, Госкино просит представителей кинотеатров стараться продвигать национальную кинопродукцию таким образом, чтобы украинский зритель приходил на нее в кино.

«Пока что государство ничего не делает для того, чтобы вас обязать это делать. Да, есть квота, но она теоретическая. Ничего из этой квоты не станет предметом санкций, потому как действительно нет необходимого объема фильмов, - отметила Людмила Борисовна. - И я считаю, что квота сейчас - не предмет для разговоров. Просто каждый кинотеатр в своем регионе должен подумать, как сделать так, чтобы украинское кино за деньги, не бесплатно, доходило до украинских зрителей».

Заместитель Главы правления Союза кинотеатров Александр Рудаков напомнил, что два года назад СКУ выступил с инициативой в Минкульте и Минобразования об использовании утренних сеансов для показов национальных фильмов, тематически связанных со школьной программой. И вот, наконец, оба министерства подписали меморандум - «забыв о том, кто был инициатором и как проходил этот процесс». Рудаков предложил держать этот вопрос на контроле, чтобы договоренности не позабылись в кабинетах чиновников, правда, и сам почему-то забыл упомянуть третью сторону подписанного соглашения - Украинскую киноассоциацию, которая, собственно, и будет контролировать выполнение договоренностй со стороны индустрии. Из анонсированного на Летнем кинорынке он выделил «как минимум два релиза, которые суперзамечательно ложатся в тему учебной программы». Я бы сказала, что их три: «Заборонений» (премьера 5 сентября), «Захар Беркут» (10 октября) и «Цена правды» (28 ноября).

На вопрос из зала о том, кто еще, помимо Госкино, может контролировать выполнение квот, Александр Рудаков ответил, что полномочия составлять протокол за несоблюдение санкций есть только у Госкино. А штрафы могут быть наложены только по решению суда.

Представители кинотеатров опасаются еще и того, что соблюдение квоты ставит их в зависимость от налоговой льготы по НДС - единственной реально работающей государственной поддержки для кинотеатров. И тут от проблемы количества перешли к проблеме качества национального кинопродукта.

Из зала поинтересовались, могут ли представители кинотеатров в Госкино влиять на качество фильмов, финансируемых из госбюджета? Любовь Лисовская напомнила, что СКУ делал рассылку с просьбой подавать свои кандидатуры на участие в экспертной комиссии, члены которой напрямую влияют на решение о том, какие проекты поддержать. В итоге от всех кинотеатров было выдвинуто только пять кандидатов - и трое из них вошли в комиссию. Механизм устроен так: Госкино составляет так называемый «белый список» из 70 человек. Из этих 70-ти методом слепой жеребьевки выбирают по 7 экспертов, которые оценивают одно направление. По прошествии двух лет список составляется заново.

Кстати, о списках. На съезде упомянули список из пяти кинотеатров, составленный Тем-кого-нельзя-называть с целью оказать на кинодемонстраторов «морально-психологическое давление». Впрочем, история настолько запутанная, что приведу вам цитату гендиректора сети MULTIPLEX Виталия Писаренко целиком: «Есть некий орган и некая персона, получившая определенное назначение. Эта персона при посредничестве Антимонопольного комитета на 1 июня составила список из пяти кинотеатров, и разослала письмо: почему вы не взяли в прокат фильм «Сквот 32». «Черный список» кинотеатров продемонстрировали на пресс-конференции, он пошел в работу через Антимонопольный комитет. Но АМКУ собирает информацию с целью проверить наличие монополии на рынке. Опять таки, этот список имеет морально-психологическое влияние, а не какие-то конкретные полномочия. Проверяют, не давят ли мейджоры так, что у вас даже нет места поставить фильм в прокат. Кстати, подписавшая это письмо персона ушла с занимаемой должности вчера или позавчера (то есть 14 или 15 июля, - МН)».

Кто сложит пазлы и поймет, о чем речь - молодец.

«То, что нас не штрафуют сейчас, потому что мы физически не можем выполнять квоту, не значит, что это не будет происходить в дальнейшем. Сама такая возможность не добавляет комфорта никому из нас, - добавил Писаренко. - Я уверен, что любой кинотеатр был бы очень рад получать от украинского кино хоть 50 процентов выручки - чем больше, тем лучше». Виталий также напомнил о проблеме неравномерного распределения национальных релизов помесячно, но под другим углом: в дни, когда украинские фильмы плотно конкурируют друг с другом (например, в декабре), кинотеатрам приходится объяснять продюсерам, почему «так мало сеансов или почему они такие плохие».

«Может, нам сформировать видение от лица кинотеатров, как можно было бы продвигать украинское кино? Мне тоже эта идея близка», - предложил Писаренко. Но представитель ужгородского кинотеатра продолжил недоумевать, какие могут быть квоты при рыночных отношениях: «Если будет конкурентоспособное кино, его любой кинотеатр возьмет. Снимите один фильм, но качественный. Но половину того, что нам показали - каждый прекрасно понимает, что не будет там людей», - сокрушался он.

Во время обсуждения упомянули Закон о господдержке украинской кинематографии: в частности, пункт о том что, в случае строительства кинотеатра в населенных пунктах менее 250 тыс. жителей проценты по банковскому кредиту должны возмещаться из бюджета. На сегодня нормативных актов к закону нет. А значит, нет и возмещения по процентам. Но если оно появится, не снимут ли его претензии, связанные с выполнением квоты?

Сегодня, чтобы уложиться в квоты, некоторые кинотеатры готовы даже показывать старые фильмы. Хотя, как заметил Писаренко, показывать прошлогодние релизы - явно не то, для чего сеть Multiplex и другие строят свои кинотеатры.

Людмила Горделадзе снова призвала членов СКУ продвигать украинские фильмы, предлагая Госкино свое видение форм этого продвижения. Как вариант - в формате популяризации молодых украинских артистов. «Я в сети кинотеатров работаю с 1970 года. И все это было неоднократно… С продюсерами всегда отношения тяжелые: они думают, что создают шедевры, а мы их игнорируем, и все портим, и враги. Это давно понятная схема. Но, действительно, нужно взять опыт европейского продвижения контента. Мы ждем, что Украина вступит в «Евримаж» - они помогают с производством и с прокатом. Старые кинотеатры у них получают гранты, потому что не работают с голливудским контентом», - напомнила Людмила Борисовна. Но согласилась, что это - формат поддержки старых кинотеатров. А новые должны работать хозрасчетно. И подытожила, что во всем цивилизованном мире никаких квот на самом деле нет.

«Обычно мы объединяемся перед расстрелом. Но никакого расстрела нет - я это хочу вам сказать. На сегодняшний день никто санкций не устанавливает. Поговорить о том, как украинское кино продвигать - можно. Но защищаться вам совершенно не зачем», - еще раз успокоила присутствующих Горделадзе.

Впрочем, градус общего скепсиса не стал ниже.

«Кинотеатры открыты к тому, чтобы демонстрировать украинские фильмы, делать презентации, приглашать актеров, режиссеров, продюсеров, популяризировать. Я всегда за то, чтобы проводить живые встречи, когда зритель может после фильма обсудить увиденное. Но когда зритель смотрит фильм и вообще не понимает, что это такое - он выходит с сеанса возмущенным, что заплатил за это деньги. И больше никто не приходит на этот фильм. Это просто позор, если государство выделяет на такое деньги», - заявила одна из представителей СКУ.

В ответ на реплику Горделадзе привела в пример международные показатели окупаемости - 12-15%. И напомнила: «Мы сейчас находимся в зачаточной стадии для украинского кино, создания украинского локального контента в принципе. И очень много делаем для того, чтобы росли наши режиссеры, съемочные группы». Впрочем, Людмила Борисовна согласна, что только 20% профинансированных из бюджета фильмов можно прокатывать для широкого зрителя: «Я вам могу сказать, за что нам будет не стыдно в ближайшее время: фильмы «Толока», «Стус» («Заборонений», - МН), «Захар Беркут».

Кроме того, провинциальные кинотеарты пожаловались на конкуренцию с киноклубами: те, мол, показывают украинское кино бесплатно, поэтому никто не хочет идти на сеансы за деньги

От вопроса, который можно обсуждать вечно, перешли к не менее важному, но куда более конкретному - единый электронный билет, о котором индустрия также говорит не первый год. Напомню, речь идет о системе онлайн-отчетности о проданных билетах по каждому сеансу в реальном времени. В СКУ предложили свой вариант технического задания для создания программного обеспечения, чтобы каждому из кинотеатров было комфортно предоставлять информацию. По словам Виталия Писаренко, это ТЗ составлено так, чтобы избежать чрезмерных инвестиций или невыполнимых требований.

«Вы правильно предложили свою версию. Она отличная, но не корреспондируется с UNIC Pay. Если удастся это сделать, то мы станем частью международного пространства по учету кинопосещаемости. Надо подумать, как создать правильные корреспонденции, чтобы мы могли работать с программой UNIC» - попросила Людмила Горделадзе. Писаренко согласился с замечанием и отметил, что Украина - один из последних рынков, где нет системы UNIC. В итоге составленное техзадание запланировали разослать всем членам Союза и вернуться к его обсуждению на следующем мероприятии.

О проблеме проката украинских фильмов, не рассчитанных на массового зрителя, я поговорила с Людмилой Горделадзе после съезда СКУ. По ее словам, государственное финансирование, способствующее появлению национального кинопродукта, не способствует установлению диалога между производителями, дистрибуторами и кинотеатрами: «Я знаю, что ресурс национальных картин в большинстве случаев - до 5-10 млн грн кассы. Это мало, это не возвращает вложенного, и государство сегодня не требует возвращать деньги. Поэтому кинотеатры злятся, что от производителей не требуют [возвращать], а от них требуют показывать. Но не только в этом дело, а и в том, что зритель выходит [с сеанса] удовлетворенным. У нас уже есть примеры фильмов, которые имеют аудиторию и возвращают деньги - то же «Скажене весілля». Я считаю, что фильм «Черкаси» имеет такие же ресурсы, как «Киборги» в свое время. Поэтому мы можем сказать, что украинские фильмы, релизы которых запланированы на осень, будут достойными гордости. Но есть и много шлака, это правда. Есть процент шлака и в проектах, которые приняли в Минкульте как патриотическое кино. Есть поддержанные Госкино фильмы, которые не будут востребованы зрителем. Это нормально - у них на самом деле очень ограниченный прокат.

У нас есть 400-500 кинозалов в 170 кинотеатрах. Это очень мало для нашей страны. И главное задание государства - сделать все, чтобы открывались новые кинотеатры. Но если они будут открываться только в коммерческом формате (хотя это отличный, очень качественный формат), то украинское кино не будет в них хозяином, оно будет гостем, и только в тех проектах, которые рассчитаны на очень широкую аудиторию. Нужно думать о том, чтобы здания кинотеатров, объекты, культурные учреждения, которые могли бы показывать украинское кино, были небольшими, не супердорогими в оформлении. Но чтобы они имели качественные с точки зрения технического воспроизведения экраны, и чтобы мы могли иметь сеть [кинотеатров], где будет транслироваться украинское кино. Такая сеть, к сожалению, не сформирована.

Кинотеатр «Жовтень», который я представляю, сформировал свою аудиторию. Эта аудитория с большим удовольствием ждет, смотрит, покупает билеты на украинское кино. По отдельным украинским фильмам, которые в общем прошли в прокате плохо, мы имеем около 20% общего бокс-офиса на государственном уровне. Это «Брама», «Дике поле» и др. Потому что мы воспитали аудиторию, которая смотрит это кино. Если другие кинотеатры будут воспитывать аудиторию, то это также будет в плюс украинскому кино. Но для этого нужно, чтобы здесь был дух украинского кино. Сейчас я с большим удовольствием отмечаю, что есть реклама украинских фильмов. Приходя на сеанс, зритель находится в ауре украинского кино, а не только американского, он понимает, что это часть духовного пространства, в котором он живет. Это культура в широком смысле слова».

Еще одним преимуществом небольших кинотеатров, рассчитанных на украинское немассовое кино, мог бы быть долгий период проката, дающий таким фильмам собрать кассу: «Прокат должен быть долгим, а для этого нужны маленькие кинозалы, и не обязательно с DCP-технологией. Она очень дорогая. У нас в Жовтне три зала DCP и три зала HD - по 20, 30 и 50 мест, которые работают очень активно. По техническим параметрам это уровень домашнего кинотеатра. Изображение качественное, но не DCP, аппараты для которого стоят до $100 тыс. HD-аппараты стоят около $5 тыс. У нас должна быть сеть таких маленьких залов.

Сейчас Узбекистан за государственные средства делает проект 100 кинотеатров по два зала в небольших городах. Если мы сможем продвинуть аналогичную идею, будет здорово. Ведь именно маленькие залы для нашего кино - вариант. У Тони Ноябревой в прошлом году была картина «Герой моего времени» - такие фильмы не для большого кинотеатра, а для маленького, но должны транслироваться долго, чтобы человек, слышавший что-то об этом фильме, имел достаточно времени, чтобы сходить посмотреть. Это отдельное дело в системе продвижения украинского кино».

Еще один важный вопрос в контексте продвижения украинского кино и кинотеатральной культуры в принципе - привлечение в кинотеатры возрастной аудитории: «Мы также гордимся тем, что в кинотеатр «Жовтень» приходит зритель преклонного возраста. Именно за этого зрителя нужно бороться. Возрастные зрители в западных странах ходят в кино, платят за сеансы. В Украине такого мало. Возрастные зрители не слишком воспринимают новые кинотеатры, но им комфортно приходить в старые. В Париже - то же самое. Но эти старые аутентичные кинотеатры Парижа получают поддержку государства. У нас, к сожалению, финансовой поддержки со стороны государства у таких кинотеатров нет. Вспомните этот конкурс по кинотеатру «Киев», где новые арендаторы должны платить 2,5 млн грн ежемесячно. И «Жовтню» никто не помагает - для нас 250 тыс. грн аренды тоже очень большая сумма. Но мы ее платим. Налог на землю платим, все остальные налоги платим. Нет никакой формы поддержки, кроме того, что нам сделали льготы по НДС на украинские фильмы. За это мы благодарны».

Украинское кино ищет свой язык и учится строить коммуникацию с украинским зрителем. В этом процессе важны все составляющие, многие из которых и государство, и сама индустрия часто упускают из вида. Да что тут говорить, если даже в Союзе кинотеатров - сообществе единомышленников, созданном для оказания помощи друг другу - с коммуникацией и активностью явные проблемы. На съезде прозвучало, что в стране есть несколько инициативных кинотеатров, а остальным СКУ лишь отправляет безответные письма. Любовь Лисовская неоднократно повторила, что Союз призывает всех включиться в обсуждение. Очень надеюсь, что хоть на этот раз призыв был услышан.

Источник

В Украине повысили зарплату учителям Прогноз погоды: В Украине будет прохладно, местами пройдут дожди Профессиональное создание сайтов в Киеве Нобелевскую премию мира получило Международное движение по запрещению ядерного оружия Литературный дар. Где обучают молодых писателей в Харькове

Лента новостей