20.11.2018 13:45

Будущее наступило: каким будет телевидение в 2019 году, и почему выиграет тот, кто объединится с цифровыми платформами

Будущее наступило: каким будет телевидение в 2019 году, и почему выиграет тот, кто объединится с цифровыми платформами

Конец 2018 года неумолимо приближается - время подводить итоги и делать прогнозы на следующие 365 дней. И если рассказ о том, чем же нам запомнился уходящий год, я традиционно приберегу на последнюю неделю декабря, то о ближайшем будущем, которое уготовано телевизионщикам всего мира, включая Украину, предлагаю поговорить прямо сейчас. А поможет нам в этом соучредитель швейцарской медиаконсалтинговой компании The WIT Вирджиния Муслер, с которой мне удалось обсудить животрепещущие темы производства и потребления контента во время KYIV MEDIA WEEK.

Но для начала предлагаю немного занимательной статистики, собранной аналитиками The WIT, которые ежедневно отслеживают выход нового телепродукта в 25-ти странах и наблюдают за тенденциями в мире телевидения и цифровых медиа.

За январь-август 2018 года количество новых шоу на линейном телевидении сократилось на 1% (по сравнению с аналогичным периодом 2017-го), тогда как на цифровых платформах аналогичный показатель вырос на 43%. Значит ли это, что VOD убивает «традиционное» ТВ? Не совсем: линейное телевидение начинает работать в коллаборации с цифровыми платформами, и это уже дает результат - количество новых шоу, вышедших по формуле linear TV+digital, за год увеличилось на 66%. Впечатляет, правда?

Будущее наступило: каким будет телевидение в 2019 году, и почему выиграет тот, кто объединится с цифровыми платформами

Примером удачного сотрудничества «старого» и «нового» телевидения может послужить реалити «Бывшие на пляже» (Ex on the Beach), созданное по одноименному британскому формату. Один из самых популярных в этом году проектов вышел одновременно на норвежском телеканале FEM и стриминговой платформе Dplay, работающей в Норвегии, Финляндии, Дании и Швеции

Все еще сильны позиции линейного телевидения и в спортивных трансляциях. Например, финал чемпионата мира по футболу в этом году посмотрели 90 млн зрителей в Китае - крупнейшем рынке мира. И это вдвое больше показателя финала ЧМ-2014, хотя в целом телесмотрение в этой стране за последние 4 года упало на 20%.

С сериалами все обстоит несколько иначе: количество сценарных форматов на линейном телевидении за год сократились на 4%, а на цифровых платформах увеличилось на 31%. По словам Вирджинии, «золотой век драмы», о котором весь мир говорил последние три года, переходит в «цифровую эпоху драмы».

Будущее наступило: каким будет телевидение в 2019 году, и почему выиграет тот, кто объединится с цифровыми платформами

Пример этого явления - недавно стартовавший на Amazon сериал с Джулией Робертс «Возвращение домой» (Homecoming), основанный на одноименном подкасте

Цифровая эпоха наступает и для несценарных форматов - количество таких проектов на digital-платформах за последний год увеличилось на 26%. «Мы знаем, что Netflix силен в драме, но если посмотреть на цифры, то окажется, что 53% контента платформы составляют несценарные оригинальные шоу, 52% из которых - стендапы, - констатировала Муслер. - Удивительная цифра!»

Будущее наступило: каким будет телевидение в 2019 году, и почему выиграет тот, кто объединится с цифровыми платформами

Впрочем, не стендапами едиными. Хороший пример несценарного оригинального контента Netflix - вышедшее в августе шоу «Магия для людей» (Magic For Humans):

Поскольку весь мир увлечен сериалами, закономерно возникает вопрос, какое будущее ожидает индустрию несценарных форматов? Предсказывать Вирджиния не берется, но по озвученной статистике вы и сами можете сделать выводы: если пять лет назад пятерка самых популярных международных форматов получила 64 локальные адаптации, то в 2018-м количество адаптаций все тех же топ-5 форматов сократилось до 35-ти. «Продажи форматов сокращаются, и это относится не только к шоу, давно существующим на рынке, но и к тем, которые появились 2-4 года назад», - говорит Муслер. При этом молодых форматов с каждым годом появляется все больше, и именно они интересуют покупателей по всему миру. За примером далеко ходить не нужно - пятерка самых адаптируемых форматов 2018 года выглядит так:

Будущее наступило: каким будет телевидение в 2019 году, и почему выиграет тот, кто объединится с цифровыми платформами

Как видите, из старожилов телевидения в пятерке лишь один формат - «МастерШеф»

К чему все это приведет? По мнению Вирджинии, к появлению нового типа телевидения - инклюзивного, которое рождается прямо сейчас на стыке линейного ТВ и цифровых платформ. «Если в прошлом мы могли думать, что линейное телевидение - для стариков, а цифровое - для молодых, то, например, в спорте линейное ТВ все еще отлично себя чувствует, а трансляции смотрят зрители любого возраста. На цифровых же платформах можно экспериментировать с новыми форматами, поэтому сейчас этот кажущийся огромным разрыв между цифровым и линейным телевидением стремительно сокращается. И появляется так называемое инклюзивное телевидение - телевидение для каждого», - объясняет смысл термина Муслер.

Инклюзивное телевидение - это, в первую очередь, телевидение для всей семьи, поэтому производители стараются собрать перед экраном (каким бы он ни был) всех ее членов. По мнению Вирджинии, эту тенденцию отлично иллюстрирует голландский формат «Голос. Пожилые» (The Voice Senior), вышедший этим летом на канале RTL 4.

Будущее наступило: каким будет телевидение в 2019 году, и почему выиграет тот, кто объединится с цифровыми платформами

«Линейное телевидение всегда старалось привлечь к экрану молодежь, а это шоу - противоположная тенденция. Пример The Voice Senior как раз демонстрирует инклюзивность, когда перед экраном собирается вся семья», - считает Муслер

Если же говорить о сериальных форматах, то здесь цифры менее впечатляют - только 5% новых сериалов основываются на иностранных форматах (например, несколько адаптаций норвежской подростковой драмы Skam считаются большим успехом, а то, что среди купивших формат - платформа Facebook Watch, еще раз подтверждает слова Вирджинии об инклюзивном телевидении). Историю из другой страны сложно адаптировать, поэтому создатели сериалов черпают вдохновение в местных сюжетах, реже - из книг (10% новых сценарных проектов основаны на книгах, недавний пример - «Джек Райан» от Amazon, основанный на книгах Тома Клэнси).

Идеальным же примером бизнес-модели, построенной в новых реалиях, Вирджиния читает итальянский сериал «Моя гениальная подруга» (My Brilliant Friend). Проект основан на международном бестселлере, а для его производства объединились линейный телеканал RAI1 и продакшен RaiFiction (оба из структуры национального холдинга Radiotelevisione Italiana), американский копродюсер в лице платного канала HBO и местные цифровые платформы TIMVision и RaiPlay. Международным дистрибутором сериала стала одна из ведущих на рынке компаний FremantleMedia. «Это блестящее сочетание, идеальная формула, реализованная в производстве проекта», - подчеркнула Вирджиния.

На этом предлагаю сделать паузу, чтобы вы усвоили полученную информацию. А завтра вас ждет подробный разговор о том, что делать производителям контента в эпоху инклюзивного телевидения, и какое место в новом цифровом мире занимает Украина.

Источник

Навальный решил подать в суд на Путина Умерла старейшая жительница Украины, претендентка на звание старейшей жительницы Земли В Крыму грязевой поток снес десятки машин Дешево но опасно или дорого но законно. За что аграрии и пилоты готовы рисковать В Великом Бурлуке найден труп ребенка

Лента новостей