03.09.2018 18:05

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

Уже совсем скоро, 19 сентября, Киев посетит Макс Ховард. И прочитает на форуме KYIV MEDIA WEEK эксклюзивную лекцию.

Если вам ничего не говорит это имя, то вы, наверное, совсем не интересовались анимацией: Ховард — управляющий директор студии Disney в Лондоне, Орландо, Париже и Лонс-Анджелесе с конца 80-х по 2000-е годы, президент Warner Bros. Feature Animation, а сейчас — основатель небольшого, но очень важного агентства Max Howard Consulting Group.

Именно под руководством Ховарда Disney встретил свою эпоху Возрождения: после многих лет финансовых и зрительских неудач студия создала один за другим фильмы «Русалочка», «Аладдин», «Король Лев», «Красавица и чудовище» и многие другие.

О том, как и почему это произошло, что такое анимация современности, как именно независимым проектам действовать, чтобы достичь глобального успеха, я поговорила с Максом Ховардом лично. Это интервью оказалось настолько насыщеным, что пришлось разделить его на две части. Первая — о секрете коммерческого успеха Disney.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

— Как вообще так получилось, что судьба занесла молодого британца, работавшего в музыкальном театре, на студию Disney в Голливуд, да еще и управлять анимацией?

— Это всего лишь везение и невероятное стечение обстоятельств. Так получилось, что я был менеджером на проекте revival (новая постановка в прошлом успешной пьесы или мьюзикла, — МН) известного в 50-х шоу на Вест-Энде. Шоу, кстати, провалилось — критики его разнесли в пух и прах. Мы подержались всего пять недель.

Но в процессе работы над проектом я познакомился с одним американцем, который работал в Disney. Узнав, что я ищу работу, он позвонил мне и рассказал, что им нужен человек, способный помочь с британской организацией процесса съемки фильма «Кто подставил кролика Роджера?». А у меня была масса свободного времени (смеется).

— То есть безработица — лучшее, что с вами случилось?

— Именно. Если бы вест-эндское шоу было хитом, я бы сейчас с вами не разговаривал. Тем более что я тогда был в самом начале карьеры и делал большие ставки на успех этого проекта. А сложилось, как видите, наоборот — провал проекта привел меня в Disney.

Надо понимать, что меня взяли на работу совсем не потому, что я что-то смыслил в анимации — в этом я как раз совсем не разбирался. Но я знал, как что работает в Великобритании, и мог быстро организовать съемочный процесс в Лондоне. Мне была интересна эта работа, и именно как совершенно новый опыт: киноиндустрия, более того, анимация.

Но главная причина моей радости, будем откровенны, была в том, что я просто нашел работу. В театре, особенно в мьюзиклах, ты постоянно безработный: шоу содержит тебя ровно столько, сколько зрители покупают на него билеты. А тут я гарантировано был обеспечен заработком на 18 месяцев. Это потом я осознал, что оказался в близком ежедневном контакте со Стивеном Спилбергом, Робертом Земекисом и так далее.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

— Насколько анимация и музыкальный театр оказались похожи?

— Лучшие аниматоры — отличные актеры, или как минимум режиссеры театра, которые разбираются в актерском мастерстве. Театр и анимацию объединяет чуткость к эмоциональному уровню восприятия. Это умение осознавать мельчайшие нюансы в человеческом состоянии и передавать их через мимику и жесты: талант, без которого можно снять игровой фильм, но невозможно нарисовать ни одного персонажа.

Анимация — очень одинокое занятие. Я пришел в индустрию из театра, и мне было смешно, что когда говоришь «From the top!» в театре, начинается суета и организованный хаос, а когда говоришь «Action!» в студии мультипликации, аниматоры расходятся работать над своей задачей каждый в своем углу.

Я смог перевести разные аспекты работы с театром в анимацию. Но собирался по окончанию съемки «Кролика Роджера» вернуться на Вест-Энд.

— И все же вы стали работать в Disney, перебрались в Голливуд. Причем сразу же на управляющий должности — в роли директора студии. Как?

— Я с ноля создал студию для Disney в Лондоне — для работы над «Кроликом Роджером», ее в Британии до этого не было. В Disney при этом происходили глубинные структурные изменения: студию возглавили новые люди (Майк Айзнер, — МН), перед ними появились новые вызовы, они хотели в корне пересмотреть систему работы в индустрии.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

На тот момент студия Disney почти перестала снимать анимацию: мол, «Это делал Уолт, и только он знал, как это успешно продавать».

Концепция Майка Айзнера была проста, но почему-то в мире анимации принципиально нова. Возможно, чем-то подобным руководствовался и Уолт Дисней, но исходя из своих реалий. Мы же думали так: если делать ставку на мультфильмы и возрождение бренда Disney, то нужно делать это правильно. Надо разработать пайплайны, систему бюджетирования, стратегию, надо выпускать по анимационному фильму каждый год.

Для этого планировалось построить и открыть новую студию во Флориде, в Орландо. Меня это поставило в оптимальное положение с точки зрения руководства: я как раз запустил студию Disney в Лондоне, и она успешно работала, исходя из их видения.

— Но вы сами были рады этой работе? Насколько легко было перебраться в США?

— Нелегко, и я был не готов сделать это сразу. Да я сразу и не перебирался: вначале это планировалось как переезд на год-полтора, потом на два-три и так далее. Только лет через 10 я осознал, что переехал в Орландо окончательно и пора получать паспорт.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

Но что касается именно работы, то этот переход был очень легким! Мне было безумно интересно поработать именно над созданием студии нового типа. Все крутили пальцем у виска и называли меня чокнутым, когда я начал делать открытую студию — формат работы, в котором посетители могли приходить не только в развлекательный парк, но и непосредственно в студию анимации, общаться с аниматорами. Все считали, что это повредит производственному процессу, а произошло наоборот: аниматоры черпали вдохновение и в интерактиве, и в том, что они получали признание от публики, от детей. Ведь до того аниматоры оставались по сути невидимыми.

— И тут случился, в том числе благодаря вам, «Disney-ренессанс» — «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Аладдин», «Король Лев». Я как большая поклонница пересмотрела все фильмы Behind-the-scenes об этих проектах. В каждом из них вы принимали самое непосредственное участие. Успех этих фильмов — в пайплайнах и бюджетирования?

— Мы делали по анимационному фильму в год — это, конечно же, обманчивая статистика (смеется). Мы делали десятки фильмов и сериалов в год, но это был телевизионный продукт, direct-to-video.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

Стратегия одного прокатного полнометражного фильма в год работала, потому что зритель хотел видеть фильмы Disney в кинотеатрах: на нас работали и ностальгия, и тот факт, что зритель ассоциировал имя Disney с фильмами Уолта. Компания владела рынком, пока не появился Pixar: технология рисованной анимации была слишком дорогой, да и цифровая анимация до недавнего времени была очень недешевой.

— При этом все фильмы Disney этого периода снимались в определенном формате. Или по определенным законам. Я не знаю, как это точнее сформулировать, но в итоге все они имеют набор общих объединяющих признаков и в результате стали двигателем успеха.

— Да, это была в первую очередь особенность нашего всеобщего консенсуса, который исходил, кстати, сверху, от руководителей корпорации: Disney должен снимать интересную историю, которая понравится зрителю. О чем она — неважно.

— Это та еще задачка. «Интересность» — не самое измеряемое понятие на этапе разработки проекта.

— И да, и нет. Достаточно всего лишь показать героев, бросить им вызов и заставить зрителя переживать, смогут ли герои соответствовать ему. И сделать это нужно в самом начале фильма: все, что произойдет потом, уже неважно. Это может быть история французская, американская или подводная. Это может быть реальная история девочки из Китая, и страны в состоянии войны, и все равно быть диснеевским мультфильмом, например.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

Я работал и над разработкой «Мулан» на ранних этапах. Это ведь была история, в западном мире мало кому знакомая, но широко известная в Китае. И это был военный эпос, пафосный и достаточно тяжеловесный. В Disney при этом нашли в этой истории тот фактор, который апеллирует к семейной аудитории. Это не единственный способ рассказать историю Хуа Мулан, и даже не факт, что лучший: но этот способ оказался понятным зрителям по всему миру.

И дело не в сюжете, а в теме, в том, какие общечеловеческие вопросы мы исследовали. Тема «Мулан» — жертвование личными интересами на благо твоей семьи, выбор между своими амбициями и стремлениями и нуждой близких. Она резонирует с любой культурой.

Любая такая история делает мир немного меньше.

— В том смысле, что позволяет узнать другую культуру через человеческую оптику?

— Именно. Мы смотрим друг на друга чаще всего через политическую призму. У меня в США сейчас президент, который не очень хорошо выглядит в таком разрезе. Америка, в которой я живу, очень либеральна, но есть и Америка консервативная. И в этом прелесть США, это страна, где такие «крайности» уживаются совершенно спокойно.

— Это правдиво по отношению к любой стране и культуре: везде есть люди противоположных мировоззрений.

— И чем больше мы видим в этом контенте человеческих историй, тем меньше политического в нашем отношении друг к другу.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

— Disney целенаправленно работал в те годы так, чтобы избегать политических тем.

— Скажем так, явные политические темы стали в фильмах студии возможны только после появления других франшиз. У студии анимации задачи избегать политики не было, это получалось вполне естественно, исходя из той аудитории, к которой мы обращались.

При этом Disney работал с благотворительными проектами, с UNICEF, мы создавали мультфильмы о гуманитарных вопросах, об Армении и Турции, о Руанде и отношениях тутси и хуту. Это очень благодарный аспект работы в анимации.

— И все же, успех анимации Diseny в общечеловеческих темах? Это очень простой ответ. Да, «Русалочка», «Король Лев» и «Мулан» имеют такие темы, но это же можно сказать о десятках тысяч других фильмов, анимационных и нет, которые успеха не завоевали.

— Чаще всего потому, что секрет успеха — заинтересовать зрителя не только один раз с помощью промо, а навсегда. Чтобы зритель смотрел фильмы, как это делают дети, десятки или даже сотню раз, и не уставал от истории, а кроме того, находил в ней что-то близкое и что-то новое.

Это значит и ясность фокуса в изложении истории, и простоту сути, и при этом сложность приемов.

В индустрии выделяется понятие elevator pitch именно поэтому: у вас должен иметься очень простой ответ на то, о чем фильм, и можно формулировать очень сложный на вопрос, что в фильме происходит.

— То есть сам сюжет должен быть сложный?

— Насыщений. В сердце любого фильма Disney этого периода лежала приключенческая комедия, точнее даже комедийные приключения. Питч — это крючок, и на него мы цепляли зрителя, но наживка на крючке — это универсальный юмор и захватывающие приключения, которые поражают воображение.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

— Из всех фильмов, над которыми вы работали, в Disney или нет, какой бы вы показали своим внукам? Если бы пришлось выбирать только один…

— Если только один, то я вынужден буду выбрать «Красавицу и чудовище». Не потому, что это лучший анимационный фильм — местами он даже примитивен с точки зрения анимации, и не потому, что он мне лично близок (тогда победил бы другой фильм). А потому, что «Красавица и чудовище» — это «не суди книжку по обложке», который очень тонко и правильно представлен, и при этом это не глупый фильм для глупых людей, и не примитивный фильм для самых маленьких.

— А какой лично самый близкий?

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

— «Железный великан». Это фильм, основанный на британской детской книге, создание которого инициировал я. Это фильм, важный лично для меня и моего британского происхождения, фильм, сделанный очень хорошо с точки зрения анимации, но большим трудом и затратами с точки зрения бизнеса, получивший хорошие отзывы в прессе, но при этом не собравший хорошую кассу.

Это уже вопрос для истории и аналитиков, почему фильм не стал более успешным в прокате.

— Есть ли корреляция между тем, насколько хорошо с точки зрения бизнеса идет производство фильма, и его успехом?

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

— Никакого. «Король Лев», например, был ужасен!

Это был настоящий катаклизм, на который никто не делал ставок в прокате. Все вообще ожидали, что фильм сложится. Проект собрался в единое целое только в последние шесть месяцев, а до этого никто не хотел на нем работать, люди сплошь и рядом уходили на другие фильмы. Второй акт «Короля Льва» разваливался, пока мы в самом конце не придумали персонажи Тимона и Пумбы.

Пока мы работали над «Королем Львом», фильм считали «проектом категории Б», он вообще заполнял график работы между релизами фильмов, на которые руководство делало ставку — фильмами о принцессах, чтобы соблюдать режим «как минимум одного фильма в год». Настоящим релизом должна была стать «Покахонтас», а «Король Лев» — всего лишь аперитивом.

— Когда вы поняли, что в «Короле Льве» что-то есть?

— Мы начали с моего бэкграунда в мюзиклах и музыкальном театре.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

Элтон Джон не был на тот момент хитмейкером, его списывали со счетов как мастодонта. Он не имел ни одного успешного хита на тот момент уже несколько лет, поэтому никто в Disney не ожидал от его участия в проекте как композитора чего-то неимоверного.

Пока он не прислал первую демо-версию: это была песня Can you feel the love tonight, не оркестровка, а всего лишь аккорды на пианино, куплет и припев. Голос Элтона хрипел, он был простужен, но мелодия присутствовала. И я сразу же узнал то чувство, которое знакомо всем в музыкальном театре, — ты слушаешь хит. Эту песню будут напевать миллионы.

— Все великие анимационные фильмы Diseny того периода были мюзиклами. Это благодаря вам?

— Нет, конечно же (смеется). Это была концепция руководства компании. Но мои вест-эндские корни существенно помогли.

В музыке и песнях тоже кроется часть успеха фильмов Disney того периода: это инструмент, который еще больше помогает рассказывать историю на эмоциональном уровне, углубляет историю. Но главное, что мы как продюсеры относились к каждому из элементов создания фильма с одинаковой бережностью. Ни одну часть анимационного фильма не приносили в жертву остальным из соображений, например, экономии.

Секрет успеха Disney, тайны фильмов «Мулан», «Красавица и чудовище» и «Король Лев». Большое интервью с Максом Ховардом, часть 1

«Когда ради одной сцены в «Красавице и чудовище» нужно создать впервые в истории анимации цифровую модель, и для этого разработать специальные технологии и программы, мы шли на это».

Вторую часть, о том, как снимается независимая анимация, развивается рынок, может ли украинский фильм выйти на глобальный уровень и над каким украинским проектом Макс Ховард уже работает — читайте завтра.

Источник

Украинский нападающий Евгений Селезнев сделал голевой дубль и вывел свою команду в финал Кубка Турции Статья расходов: «на школьные нужды» — необходимость или необоснованные траты ? В Генпрокуратуре РФ рассказали, как Янукович попросил об убежище Украинские националисты пришли с пикетом к польскому консульству Ногой в челюсть. Футболисту выбили зуб во время матча

Лента новостей