Одесская "цифра". Как пала телемонополия Кивалова
Вчера Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания подвел итоги цифрового конкурса на 8 мест в 22-х населенных пунктах Одесской области в стандарте DVB-T в сети оператора Концерна РРТ. В стратегически важном регионе (с точки зрения информационной безопасности) страны многолетняя телемонополия экс-регионала Сергея Кивалова пошатнулась: места в мультиплексе получили три телеканала, связанные с окруженим президента («Думская.TV» Алексея Гончаренко, «Одеса 1» Владимира Макеенко и «Южная волна» Юрия Димчогло), два канала Владимира Галантерника (GTV и А1), «покровителя» мэра Одессы Геннадия Труханова, телеканал Игоря Коломойского (ПЛЮСПЛЮС) и два канала застройщиков – гражданина Греции Пантелиса Василиоса Бумбураса (OLViA) и гражданина США Олега Райвича («Первый городской»). Присутствие последних в списке победителей вызвало бурную реакцию у проигравших: членов Нацсовета даже обвинили в получении взяток в виде квартир в Одессе. Но об этом – в конце. А сейчас поговорим о самом конкурсе и связанных с ним секретиках.
Незакрытые вопросы
Потенциальным победителем конкурса на рынке называли телеканал «Здоровье» нардепа БПП, одессита Дмитрия Голубова. Во время заседания члены Нацсовета пригласили представителей к микрофону – рассказать о телеканале, но никто не вышел. Позже Юрий Артеменко рассказал, что в перерыве ему удалось связаться с каналом, где ему сообщили, что у вещателя в последний момент поменялись планы (впрочем, Голубов не остался без цифровой лицензии в одесском регионе – ему также принадлежит телеканал «Академия», вещающий в местной «цифре» «Зеонбуда»). В результате место, якобы заготовленное для «Здоровья», досталось телеканалу ПЛЮСПЛЮС: в голосовании воздержались Александр Ильяшенко и Сергей Костинский, последний позже признался на брифинге, что победа ПЛЮСПЛЮС стала для него неожиданностью.
Перед началом заседания в кулуарах Нацсовета рассказывали много интересного. Например, что на конкурс должен явиться глава Одесской обладминистрации Максим Степанов и объявить, что Одесская область станет первым регионом в стране, который откажется от аналогового вещания в отведенные сроки (сегодня это 30 марта 2018-го). Также говорили, что губернатор, назначенный президентом, якобы должен агитировать за «правильных» вещателей и «топить» каналы Галантерника. Но, видимо, что-то пошло не так – до Нацсовета Степанов не дошел. В начале заседания глава регулятора коротко отметил, что Степанов – за отключение «аналога» в области, хотя в начале осени уверял, что Степанов – единственный из губернаторов, согласовавший отключение «аналога» в своей области (мол, остальные предлагали проводить эксперименты где-нибудь в других областях). На брифинге Александр Ильяшенко также был краток: «Мы будем рекомендовать Одесскую область как первоочередную для отключения аналогового телевидения». Напомню, изначально первой областью с отключенным «аналогом» должна была стать Кировоградская.
К сожалению, ни во время конкурса, ни на брифинге ответы на все вопросы вокруг одесской региональной «цифры» так и не прозвучали. Например, каким именно образом Концерн РРТ стал провайдером местной «цифры» без лицензии Нацсовета (у госпредприятия есть только операторская лицензия НКРСИ). Во время брифинга компанию членам регулятора составил госсекретарь Мининфорполитики Артем Биденко, который рассказал, что Концерн РРТ реанимировал законсервированную сеть МХ-4 предшественника «Зеонбуда» (компании УЦТС) после того, как на этом настояли чиновники Нацсовета, Мининформполитики и Комитета Верховной Рады по свободе слова. Также на брифинге несколько прояснилась история с обещаниями «Зеонбуда» увеличить свое покрытие в одесском регионе на 20% (об этом еще в сентябре сообщал Александр Ильяшенко). От планов (не)монополист не отказался: «В девяти их 22-х населенных пунктов сети Концерна РРТ уже работает мультиплекс «Зеонбуда». Сегодня мы просчитываем дополнительно 7 городов для «Зеонбуда», в итоге его сеть охватит всего 16 городов Одесской области», - заявил на брифинге Ильяшенко.
Вопрос с оплатой услуг Концерна РРТ. На конкурсе глава регулятора отметил, что просил КРРТ сделать ценообразование более лояльным к вещателям. Стоимость месяца вещания в сети Концерна сообщил представитель телеканала «Южная волна», которому в КРРТ озвучили сумму в 120 тыс. грн в месяц (ориентировочно). Сегодняшний тариф «Зеонбуда» в области, для сравнения, составляет 100 тыс. грн, но вещатели платят половину, пользуясь скидкой. Кроме того, победителям нынешнего конкурса придется потратить 600-700 тыс. грн на лицензионный сбор, а на конкурсную гарантию каждый участник уже потратил 88 тыс. грн (проигравшим деньги не возвращаются, победителям – засчитываются в лицензионный сбор).
Разговоры о том, что местным телеканалам запретили выбирать города для сети вещания, предложив участвовать в конкурсе по принципу «или все 22 населенных пункта, или ничего», чиновники также оставили без комментариев. Разве что Ильяшенко рассказал, что сеть Концерна РРТ может вырасти с 8 до 10 каналов, поэтому еще у двух местных вещателей будет шанс попасть в одесскую «цифру». И, что важно, регулятор собирается лицензировать каждый населенный пункт отдельно (чтобы охватить локальные телеканалы), а не предлагать сразу все 22 города.
Свою логику во время голосования решили объяснить только два члена Нацсовета – Александр Ильяшенко и Валентин Коваль. «Моя мотивация проста – из 13-ти компаний я выбрал 8, за которые и проголосовал. Две («Первый городской» и «А1») имеют эфирное аналоговое вещание (это написано и в Плане развития - чтобы мы во время цифровых конкурсов отдавали предпочтение эфирным аналоговым вещателям). Во-вторых, я смотрел, кто отвечает требованиям конкурса, у кого предусмотрено местное вещание (местное вещание не было конкурсным условием, – МН). Также я поддержал компании, к предоставленным документам которых не возникло замечаний», - рассказал Ильяшенко. На мой вопрос, почему регулятор поддержал занимавшийся пиратством «Первый городской», ответил уже Валентин Коваль: «У них есть два плюса. Во-первых, эфирная аналоговая лицензия, а мы, согласно закону, должны об этом помнить. Во-вторых, картинка канала в собственных программах вполне пристойная. По поводу пиратстсва: это серьезная проблема, в Одессе это одна из самых распространенных бед», - резюмировал чиновник. Никто из членов Нацсовета тему пиратства больше не поднимал, хотя не так давно регулятор наказал за это три одесских телеканала («АРТ 24», STV и «Град»).
Конкурсные страсти
Из 15-ти претендентов к конкурсу допустили 13 телеканалов. Вещатели Gnews (ООО «ТРК Міський телеканал») Галантерника и «Маяк» (ООО «Радіо Маяк») из сферы влияния Сергея Кивалова не оплатили конкурсный сбор, и были исключены. Процедуру началис телеканалов Галантерника. Вещатели GTV и А1 представлял Александр Козырь, назвавшийся их генпродюсером. Козырь, как известно, - депутат городского совета от партии мэра Труханова «Доверяй делам». «Покровителем» Труханова называют Галантерника, российский паспорт и двойное гражданство которого почему-то не замечают ни СБУ, ни Генпрокуратура.
GTV – молодежный телеканал, 9 лет вещающий в кабельных сетях Одессы и Ильичевска. Канал показал неплохую видеопрезентацию, в которой журналисты говорили исключительно по-украински, а с презентацией концепции как-то не сложилось. Телеканал А1 работает в регионе более 20 лет и был одним из первых аналоговых вещателей в городе в метровом диапазоне. Глава Нацсовета задал вопрос о собственнике: Козырь решил не упоминать Галантерника, назвав владельцем актива гражданина Британии Игоря Гусева (через лондонскую компанию «Грин пленет») – одесского застройщика, которому каналы нужны для рекламы собственных предприятий. Артеменко напомнил, что ранее владельцем был указан другой гражданин Великобритании – Александр Шевляков, на что Козырь отшутился: «Это партнеры. У них там Brexit проходит – делят активы».
Вещателей, связанных с окружением президента, члены Нацсовета мучали меньше всего, хотя с презентациями эти каналы особо не заморачивались. Телеканал «Думская ТВ» нардепа БПП Алексея Гончаренко (официальный владелец – Михаил Шмушкович, экс-глава Одесского облсовета) представлял его директор Юрий Басюк. Презентации как таковой не было. Формат телеканала – информационный, по типу «112 Украина» и NewsOne. Вещатель, работающий по кабельной лицензии, тесно связан с одноименным сайтом. С получением цифровой лицензии намерен открыть три корпункта – в Подольске, Арцизе и Измаиле. Также у канала есть съемочная группа в Киеве – по словам директора, она записывает синхроны депутатов в кулуарах Верховной Рады. Откуда у нардепа Гончаренко деньги на финансирование вещателя, никто из членов ведомства не спросил.
Представитель «Южной волны» также пришел без презентации, ограничившись общими фразами. О чем вещатель – неясно. Владелица телеканала – жена замглавы Одесского облсовета Юрия Димчогло, одесского лидера партии «Наш край», которую напрямую связывают с Банковой. Правда, Юрия представитель канала назвал «обычным областным депутатом», а его жена Татьяна, оказывается, занимается бизнесом (без уточнения, каким именно) и «готова нести расходы». Такие аргументы Нацсовет счел достаточными для единогласного голосования за выдачу каналу цифровой лицензии.
Телеканал «Одеса 1» - это новосозданный телеканал экс-регионала Владимира Макеенко, сателлит «Прямого» с киевской регистрацией. Его Макеенко представлял лично, в компании генпродюсера «Прямого» Алексея Семенова, директора по развитию сети Александра Гальваса и еще двух человек. На принесенном видео презентовали не столько телеканал, сколько самого Макеенко, гуляющего в помещениях «Прямого» и на ходу читающего с суфлера странные фразы. Лицензия в одесском регионе Владимиру нужна, поскольку в стране идет процесс децентрализации, и Макеенко готов создать сеть региональных телеканалов: после Одессы он запустит вещатель в Харькове (в кулуарах представители канала уверяли, что покупать канал в Харькове собственник не будет, поскольку Нацсовет скоро объявит новый цифровой конкурс в городе). О ведущейся работе по перезапуску киевского регионального цифрового телеканала «Все новости» Макеенко умолчал. Экс-регионал готов подписать с журналистскими коллективами договор о невмешательстве в редакционную политику и защищать журналистов, если кто-то вмешается в их работу. Макеенко также готов финансировать техническое обновление местных телеканалов. Олег Черныш справедливо отметил, что окупятся такие вложения «через столетия». Макеенко признался, что также не верит в то, что это будет бизнес, а Семенов неоднозначно парировал: «Мы не мальчики на этом рынке».
По словам Алексея, одесский телеканал будет самостоятельным, ретрансляции «Прямого» в его эфире не будет. В Одессе построят 5 (!!!) студий и планируют скупить всех местных звезд, без стеснения рассказал Семенов в ответ на вопрос Ольги Герасимьюк. При этом высоких зарплат на канале нет, не будет их и в Одессе (на что же тогда должны клюнуть звезды?). Людей Семенов будет набирать через Фейсбук: вы не поверите, но генпродюсер собирается посвятить запуску канала целый отдельный пост, если лицензия все же будет получена. А вот о деталях концепции вещателя Семенов просил не расспрашивать – члены ведомства должны были довольствоваться сообщением, что канал будет информационным. В начале спитча Семенова Юрий Артеменко тонко потроллил генпродюсера, вспомнив историю об участии Егора Бенкендорфа в запуске канала «112 Украина». Скептическое отношение членов Нацсовета к новосозданному вещателю Семенова задело – он отметил, что выдавать лицензии только телеканалам, много лет работающим в регионе, «по выслуге» неправильно.
А еще Семенов зачем-то сказал, что мой сайт не читает, но тут же предъявил претензии к публикации, в которой я предположила, что «Одеса 1» будет ретранслировать «Прямой», – мол, почему Няня не позвонила ему и не спросила о канале. Ну так я напомню: недавно, когда я звонила Семенову по другому вопросу, Алексей мне в комментарии отказал и бросил трубку.
Выслушав претензии Семенова, Валентин Коваль заметил, что ничего страшного не случится, если одесский канал все же будет ретранслировать «Прямой» или вести «обмен продуктом», поскольку обеспечить вещатель местным одесским продуктом 24 часа в сутки сложно. Семенов же стоял на своем – вещатель будет показывать совсем другой продукт (честно говоря, прямо не терпится узнать, какой). Алексей пообещал не тянуть со стартом и запустить вещание в ближайшее время. А насчет моего предположения о необходимости попадания телеканала в УПУ (все местные вещатели автоматические попадают в УПУ) Семенов признал что проблема с кабельными провайдерами у канала действительно есть – «Прямой» принципиально не платит им за попадание в сети, поскольку «в мире существует другая модель взаимоотношений».
С телеканалами Коломойского члены Нацсовета разобрались быстро. Понять, зачем телеканалу «Униан» (ООО «Уніан ТБ») одесская лицензия, было сложно – за генпродюссера вещателя Владислава Свинченко фактически говорил Олег Черныш. Чиновник, как и Алексей Семенов, обижен на меня за то, что я назвала «Униан» телеканалом-пустышкой. При этом, какой продукт производит канал «Униан», чтобы не считаться пустышкой, ни Черныш, ни генпродюсер сказать не смогли. Черныш напомнил, что у телеканала есть действующая национальная цифровая лицензия в мультиплексе МХ-4 (несмотря на аннулированную лицензию провайдера МХ-4). В ответ на вопрос Герасимьюк о контенте Владислав отметил, что телеканал собирается производить одесские новости из Киева, в Одессе будет только корпункт (впрочем, сегодня он и так есть - у ТСН). Замглавы регулятора Ульяна Фещук отметила, что у нее ощущение, будто это она презентует телеканал вместе с Герасимьюк и Чернышом. Когда перешли к ПЛЮСПЛЮС, генпродюсер канала Иванна Найда заверила, что за месяц, прошедший с последнего конкурса, на канале мало что изменилось. Также Иванна сразу рассказала, что вещатель не планирует производить отдельный продукт для одесского региона.
Представитель телеканала «Бессарабия ТВ» (ООО «ТРК «Медіа-Юг») решил не упоминать о связи с Плюсами, напомнив только, что у вещателя есть местная кабельная лицензия на города южной части области. Фещук отметила, что у канала непрозрачная собственность – вещатель указал бенефициаром «не того человека» (без конкретизации, какого человека указал, а какого не указал). В реестрах его, между прочем, нет. Представитель отметил, что не успел ознакомиться с замечаниями аппарата Нацсовета, на что Фещук ответила, что у канала было достаточно времени на подачу правильных документов. Впрочем, как выяснилось позже, «не того» бенефициара в Нацсовете заметили только после моей публикации – до вчерашнего дня каких-либо вопросов к вещателю у регулятора, оказывается, не было.
Каналы застройщиков. Телеканал OLViA (ООО «Реноме ІНЕТ») одесского застройщика с греческим гражданством Пантелиса Василиоса Бумбураса представлял Алексей Майоров, назвавшись просто представителем канала. Он показал видеопрезентацию – виды Греции с надписями «греческая музыка», «программы о Греции», «греческая кухня» (все это - без какой-либо конкретики) и местная программа «Акценты». На спутниковой лицензии, которую телеканал получил этим летом, будет другой продукт, отличающийся от продукта по цифровой лицензии, ответил представитель на уточняющий вопрос Юрия Артеменко. Ольгу Герасимьюк заинтересовало, насколько велика греческая громада в Одессе, которая смотреть телеканал, но внятного ответа не получила. В общем, все повеселились, подкаливая представителя тем, что у канала «все греческое», а потом взяли и единогласно проголосовали за выдачу каналу лицензии.
Телеканал «Первый городской» Олега Райвича, гражданина США с одесскими корнями, представлял некий взволнованный юноша. На вопрос Артеменко, кто владелец, молодой человек не смог ответить без бумажки. Тогда глава Нацсовета, в очередной раз зачитав информацию о канале из моего материала, спросил, что Райвич строит в Одессе, представитель ответил, что у собственника нет строительного бизнеса. Валентин Коваль отметил, что «не представляет, чтобы в Ofcom зачитывал газету The Sun». Вот, сразу видно, кто Няню не читает (ну, или не имеет представления о контенте The Sun), не говоря уже о том, что Ofcom вряд ли проводит такие «конкурсы красоты». Но вернемся к сути: в перерыве представитель рассказал мне, что имел ввиду – строек у Райвича нет именно в Одессе, поскольку он девелопер в США, а какой бизнес остался у Райвича в Одессе, он не знает.
В видеопрезентации ведущие и журналисты телеканала хвастали, что в прошлые годы «Телекритика» называла новости телеканала самыми объективными из новостей одесских вещателей. А раз так, стоит отметить, что в свежем мониторинге региональных телеканалов от «Детектор медиа» вещатель попался на «паркете» о премьере Владимире Гройсмане и пиаре нардепов Валерия Писаренко («Возрождение») и Артура Герасимова (БПП). Естественно, о свежем мониторинге представители телеканала в Нацсовете не говорили.
Представителя телеканала «БІК» (ООО «Балінформкомпанія») из Балты Одесской области особо не слушали, а сам он не особо старался быть услышанным. Ильяшенко высказал мнение, что вещатель не потянет отплату и предложил ему сконцентрироваться на вещании в Балте.
На закуску члены Нацсовета оставили телеканал «Правда ТУТ» Ивана Гришина. Иван серьезно подготовился: записал обращение боксеров Александра Усика и Василия Ломаченко (последний – одессит), заручился поддержкой воина АТО, предоставил регулятору письма от православной церкви киевского патриархата. В презентации на примере львовского «Правда ТУТ» Гришин рассказал, как команда построила местный вещатель с нуля – сейчас на телеканале работают около 50 человек. Одесскую команду будет курировать редактор из Киева, которая сегодня работает телеведущей киевской «Правды ТУТ». В киевском коллективе, кстати, работают 15 человек из зоны АТО. Впрочем, члены Нацсовета быстро спустили Гришина с небес на землю: Ульяна Фещук назвала нонсенсом письма от священнослужителей, а Ольга Герасимьюк спросила, есть ли на канале литредактор, поскольку в презентации были ошибки (почему-то ошибок в презентации «Первого городского» члены Нацсовета не заметили). Также пани Ольга призвала Гришина не спекулировать на теме АТО, признавшись, что не верит в то, что Гришин заработал деньги на книжном бизнесе. Гришин привел на заседание журналистов канала, из-за чего Герасимьюк использовала слово «работорговля», указав, что приводить столько человек незачем. Один их журналистов, уходя, отметил, что он не раб и пришел на заседание по собственной воле.
После голосования накопившихся эмоций не смог сдержать человек из группы поддержки «Правды ТУТ» Иван Галунга, который во второй половине «нулевых» был главой донецкого отделения партии «Батькивщина». Галунга отметил, что не имеет никакого отношения к компании, а всего лишь благодарен каналу за поддержку, которую он оказал ему ранее. И без стеснений обвинил одесские телеканалы в сепаратизме, а чиновников - в том, что они расправились с неугодной им компанией: «Я не знаю критериев, по которым вы определили победителей. Это фактически «хочешь – не хочешь». Должны быть критерии. Вы фактически сегодня продали одесскую область за деньги – 6-7 мест отдали за пайки. Возможно, с вами рассчитались квартирами застройщики», - заявил он. Члены Нацсовета отшутились, припугнув Галунгу «службой безопасности», имея в виду безобидного вахтера на входе.
Рекомендовано к прочтению