Необходимость системного подхода к изучению библиотечного фонда
Библиотечный фонд — сложное понятие. Выявить его сущность непосредственно, т. е. путем наблюдений за многообразными проявлениями в реальной практике, чрезвычайно затруднительно, а без знания сущности невозможно его правильно формировать и управлять развитием. Эта задача решается с помощью системного подхода, который начал использоваться в фондоведении на рубеже 1960-1970-х гг. (Галина Васильевна Тараченко, Ленинград).
Системный подход позволяет вычленить наиболее общие и устойчивые моменты в формировании библиотечного фонда и благодаря этому научно обосновать важнейшие этапы работы библиотеки с фондом.
Самый рациональный путь изучения сложных явлений — последовательное разделение их до такого предела, за которым они теряют свое качество. Такой предельной единицей деления является элемент.
Далее неделимым элемент считается лишь на том уровне анализа, который принят в том или ином исследовании.
Рассмотренный на другом уровне — в качестве не элемента, а самостоятельной системы со своими элементами и связями, он также характеризуется не меньшей сложностью и заслуживает не менее тщательною рассмотрения.
Применительно к фонду библиотеки как наиболее общему понятию системообразующим элементом является документ. Поэтому в рамках фондоведения в членении документа на составные части необходимости нет. В то же время для библиографоведения, каталоговедения документ — основной предмет изучения и, следовательно, особая система. В этом качестве она имеет собственные элементы: имя автора, заглавие, год выпуска и т. д.
Простая система представляет собой совокупность однородных элементов, выполняющих необходимую для существования системы функцию. Если же в системе имеется несколько таких совокупностей, то каждая из них приобретает ранг подсистемы, а вся система становится сложной.
Понятие системы так же относительно, как и понятие элемента. Если системой считать фонд отдельно взятой библиотеки, то его подсистемами будут фонды каждого структурного подразделения этой библиотеки, либо — в зависимости от целей рассмотрения — фонды того или иного содержания, формы, назначения и т. д. По отношению к такому отдельно взятому конкретному БФ фонды других библиотек, если он включен в их функционирование, предстают как суперсистема. А с точки зрения совокупности этих БФ. рассматриваемых в качестве системы, БФ отдельной библиотеки становится, в зависимости от масштаба системы, подсистемой или даже элементом.
Изучение системы состоит в выявлении ее элементов, подсистем и связей между элементами и подсистемами, т. е. в выявлении ее структуры.
Устанавливают признаки и параметры, характеризующие систему. Определяют функции, выполняемые элементами (подсистемами) внутри этой системы и вне ее (во внешней среде); ее свойства, т. е. качественные отличия, обусловливающие относительную самостоятельность данной системы.
При системном подходе изучаемая система рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель ее развития согласуется с целями развития этой макросистемы. Поэтому прежде всего важно установить границы изучаемой системы, т. е. выяснить, частью какой более общей системы (целого) является данная — в нашем случае библиотечный фонд. Именно этим определяются его возможности, задаются цели существования, функции, выполняемые в этой системе, и критерии оценки такого функционирования.
Рекомендовано к прочтению