30.11.2016 15:19

Критерий качества и критерий эффективности отбора

Поскольку фонд формируется на основе отбора, прежде всего необходимо иметь представление о критерии (от греч. kriterion— мерило оценки) его качества и критерии его эффективности.

Социальный критерий качества отбора — это признак, на основании которого можно судить, заслуживает ли документ приобретения, а также (при вторичном отборе) оставления в фонде.

Таким признаком является ценность'3 приобретаемого (сохраняемого в фонде) документа. Он нужен лишь в том случае, если в возможно большей мере способствует реализации стоящих перед библиотекой задач, представляет интерес для абонента. По словам Н. Г. Чернышевского, читаемое вызывает интерес лишь тогда, когда в нем есть «какая-нибудь польза для жизни». Отбор представляет собой выделение из множества документов только тех, которые имеют ценность.

Ценность — это предпочтительность одного документа другому по некоторому существенному для библиотеки признаку, либо по их совокупности. Приоритетны актуальность, новизна, научная, производственная или художественная значимость произведения, его соответствие профилю фонда, а также степень его использования абонентами.

Наивысшую ценность для каждой библиотеки имеют классические произведения по профилю фонда, составляющие его ядро. Из современных произведений предпочтение отдают тем, которые представляют долговременный интерес. Даже популярная литература, не говоря о научной, производственной, учебной, «только та и хороша,—подчеркивал В. И. Ленин,—только та и годится, которая служит десятилетия». На литературу кратковременного значения — к важнейшим политическим кампаниям, информационного характера, модную в данный момент, библиотекарь ориентируется во вторую очередь.

Исходя из суверенитета абонента в фондопользовании библиотека должна иметь достаточное число документов, пользующихся в данный момент наивысшим спросом, хотя они, быть может, и не относятся к числу лучших в научном или художественном отношении. В этом случае основной упор делают на воспитание культуры чтения.
Ценность — категория не застывшая, не абсолютная, а довольно подвижная, относительная. У части документов временного значения (газетные новости, метеосводки, реклама и т. п.) она быстро уменьшается.

Неоперативное приобретение, долгая обработка таких документов быстро их обесценивают. Относительность категории ценности проявляется и в том, что один и тот же документ в глазах одного абонента ценность имеет, а в глазах другого — нет. По мере использования документ свою ценность для данного абонента теряет, но по каким-либо причинам (для уточнения цитаты, перепроверки своего или чужого мнения и т. д.) может обрести ее вновь.

Сегодня Google посвятил дудл микробиологу Роберту Коху Украинский футбольный тренер Юрий Максимов трудоустроился в Азербайджане Ученые вернули парализованным крысам способность ходить с помощью стволовых клеток Количество погибших в ДТП в Кривом Роге возросло Во время футбольного матча между собой подрались одноклубники

Лента новостей