Фонд — основа библиотеки

Фонд — основа функционирования библиотеки, без фонда библиотека как социальный институт существовать не может. Поэтому курс «Библиотечный фонд» является одной из ведущих учебных дисциплин библиотековедческого цикла и в обязательном порядке изучается всеми студентами библиотечных факультетов.

Этот курс начал формироваться с появлением в нашей стране высшего библиотечного образования (1930). В 1950 г. он получил статус самостоятельного. Он постоянно развивается, на новый ка чес гусиный уровень поднимается его фундаментальная часть, он все полнее и конкретнее откликается на потребности практики.

Содержание курса всегда было подчинено социальным и экономическим задачам, решаемым страной в различные исторические периоды. Оно отражало и отражает достижения библиотечной теории и практики формирования и использования фондов, оперативно включая и обобщая все новое и передовое.

Создание и развитие курса «Библиотечный фонд» - особенность библиотечного образования и Советском Союзе и в некоторых восточноевропейских странах (например. Болгарии). В других странах проблемы формирования библиотечного фонда рассматриваются в различных учебных курсах, в основном, технологического, организационно-управленческого цикла. В лучшем случае существуют самостоятельные курсы по отбору литературы для библиотек.

Учебник подготовлен в соответствии с программой аналогичного курса, составляющего часть дисциплин библиотековедческого цикла. В нем учтены взаимосвязи с фундаментальными общественно-политическими, общеобразовательными и профессиональными дисциплинами, изучаемыми на библиотечном факультете.

Со времени выхода предыдущего учебника прошло более 10 лет. За эти годы теория и практика формирования библиотечных фондов отмечена большими изменениями, и это потребовало их отражения в новом варианте учебника. При его подготовке учтены новейшие директивные, нормативные документы, инструктивно-методические рекомендации, предпринята попытка раскрыть рассматриваемые вопросы с позиций новой научной методологии и нового политического мышления. Вместе с тем в изложении материала сохранена и развита преемственность с предыдущим учебником.

На сайте использовано большое число первоисточников. Часть наиболее важных из них указана в списке рекомендуемой литературы. Тем не менее сослаться на все было невозможно. Приношу их авторам извинения за отсутствие ссылок и признательность за то, что их идеи легли в основу подготовки кадров библиотекарей высшей квалификации. Благодарю сотрудников Московского и Ленинградского государственных институтов культуры, Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, ГПНТБ СО АН СССР за помощь при написании учебника.