Эксперт: у Украины 7–10 лет, чтобы решить, что делать с ГТС

Эксперт: у Украины 7–10 лет, чтобы решить, что делать с ГТС

Ключевое в заявлении главы «Газпрома» Алексея Миллера о сохранении транзита газа через Украину – необходимость для украинской стороны обосновать экономическую целесообразность транзита. Об этом в комментарии «2000» рассказал член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

«Заявления о том, что транзит может составлять 10–15 млрд кубометров, не значат, что такой уровень будет прямо с 2020 г. Раньше рассматривался такой вариант, что часть газа будет поставляться «Газпромом», а часть — европейской компанией. Возможно, Миллер озвучил тот объем, который Россия готова напрямую поставлять через Украину по контракту, а остальное будет поставляться через европейского посредника. Ведь если рассматривать общий объем транзита в 10–15 млрд кубометров, можно согласиться с министром Насаликом: экономической выгоды не будет. Ниже 40 миллиардов — выгоды не будет. При транзите 10–15 миллиардов будет остро стоять вопрос тарифа: просто для содержания ГТС придется повышать тариф с 3 до 10 долл. (за 1000 кубометров на 100 км). Кто будет платить такой тариф? Миллер показывает, что Украина должна экономически обосновать свои услуги».

Украина может воздействовать на «Газпром» лишь через отдельные заинтересованные европейские страны.

«Но кто может заставить Россию транспортировать газ через Украину? Точно не Украина. Это могут сделать страны, получающие газ через Украину, — Венгрия, Болгария, частично Австрия, Италия, Греция, Балканские страны. В основном Венгрия и Италия. А как они могут заставить «Газпром»? Если они заявят «Газпрому»: «Транспортируйте нам газ в объемах до 30 миллиардов», Украине это все равно невыгодно. При таком объеме тариф вырастет только до 5–6 долл., но не факт, что и это удастся согласовать с «Газпромом».

А стратегия украинских переговорщиков неверная — надо общаться не с Еврокомиссией, а с отдельными государствами. Заинтересована, например, Словакия. Ее доходы связаны с транзитом российского газа, и если «Газпром» перестанет качать газ через Украину, то упадут объемы прокачки и через Словакию — а это (по непубличным догооренностям) может привести к замораживанию договора между Словакией и «Газпромом».

На первый план выходит состояние ГТС.

«Вопрос в том, сколько еще протянет украинская ГТС. Понятно, что транзит не упадет до уровня 10–15 миллиардов с 2020 г. Будет больше. «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» достроят, потом где-то с 2022–2023 г. введут в эксплутацию и лишь с 2025–2027-го попробуют выйти на полную мощность. 7–10 лет у нас есть. Но если за это время мы ничего не придумаем, к 2027 г. транзит действительно снизится до критических объемов, когда станет просто невыгоден.

А пока все идет по тому сценарию, что есть компания «Магистральные газопроводы Украины», есть ее партнер европейская компания(и), и они будут заключать договор с «Газпромом». При этом они будут получать половину прибылей, а мы будем нести все технические издержки».

Источник

Где сегодня в Харькове нет воды Порошенко собирается вывести Украину из СНГ Украина, победив Косово, продолжает борьбу за выход на чемпионат мира Украинские десантники показали видео артиллерийских учений В какую сумму обойдутся роды в Штатах?

Лента новостей