Эксперт: украинская власть не может противостоять требованиям МВФ по повышению тарифов
Правительство действительно не хотело бы повышать тарифы на газ для насления – по вполне прагматическим соображениям. Об этом в коммментарии «2000» рассказал член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
«Нежелание повышать цены на газ для населения и для теплокоммунэнерго вполне объяснимо экономически. Если цена для населения повысится, то вырастет нагрузка на бюджет по части субсидий. Ориентировочно она оценивалась в70 миллиардов гривен, и даже ожидалось, что будет выше. А при повышении цены для населения на 60 процентов, она возрастет до 120 миллиардов. При условии сокращения количества получателей субсидий до 4,5 миллионов, она составит в районе 100 миллиардов, но это всё равно заметный рост».
Самое главное – рост задолженности в живых деньгах.
«Вырастет общая задолженность за ЖКХ живыми деньгами. Сейчас её объём – 40 миллиардов, из которых 33 миллиарда – за газ и тепло. Вырастет цена на газ – увеличится количество получателей субсидий. Минрегионстрой ориентируется, что при таких условиях к апрелю 2019 года задолженность вырастет до 90 миллиардов гривен. То есть, практически в два с половиной раза».
Повышение тарифов не способствует политическому выживанию действующей власти – но противостоять внешним требованиям оно не может.
«Повышение цены на газ для промышленности может побочно отразиться на населении – в силу подорожания различной продукции, где используется газ. Та же выпечка хлеба – 40 процентов стоимости это стоимость энергоносителей. В стоимости удобрений газ составляет 90 процентов. А это подорожание различных пищевых продуктов. Есть и другие товары, пусть и с меньшей долей энергоносителей в стоимости. Гройсман не хочет повышать цену на газ для населения, но то, что оно почти неизбежно – показывает невозможность самостоятельного управления страной. Этим пользуется и ЕБРР, и МВФ, который рассматривает украинскую власть как инструмент повышения тарифов. Власть расписалась в том, что у них нет политической воли сказать МВФ: нас эта программа не устраивает».
Рекомендовано к прочтению