Эксперт: ключевые события в церковном вопросе - впереди
О сути решений Константинопольского патриархата 11 октября и их дальнейших последствиях в подробном комментарии «2000» рассказал политолог, кандидат политических наук Алексей Якубин.
«По факту получения томоса нет. Непонятно, кому его давать, какая структура должна его получить. Поэтому желание Банковой отпраздновать это как дарование томоса, говорит о том, что вероятно решение Константинопольского синода –вершина того, что удастся добиться в ближайшем будущем. И поэтому для масс это надо проинтерпретировать как достижение, потому что других не предполагается. Надо придать видимость, что это и есть томос, который Порошенко обещал с весны. Вторая причина – необходимость прикрыть взрыве в Ичне, ударившие по порошенковской триаде «армия – вера – язык», и власть пытается закрыть разговорами о томосе (в надежде, что обыватель не сильно разберётся в решениях Константинополя) картину взрывов в Ичне.
На самом деле, Константинопольский патриарх принял достаточно странное и спорное решение. О томосе там ни слова. Оно практически персонально о двух людях – Филарете и Макарии. Константинополь принимает решение о снятии с них анафемы, но при этом они возвращаются к тем церковным санам, которые имели ещё до наложения анафемы. Филарет был митрополитом канонической церкви, а Макарий и вовсе священником. Филарет на пресс-конференции заявил, что был и остаётся патриархом, но в решении не указано званий – указано Филарет (Денисенко). То есть, Константинополь удовлетворяет просьбу о снятии анафемы, но при этом аннулирует их действующие звания. И, получается, что Филарет не согласен с решением – по которому УПЦ КП (как и УАПЦ) должны подчиниться Константинопольскому патриарху. Более того, Константинопольский патриарх активно продвигает идею создания экзарахата, пытается оспорить передачу Киевской митрополии Московскому патриарху. На это же указывает и пункт решения о восстановления ставропигии (или ставропигий) в Киеве – как минимум, своего представительства, церкви или монастыря, управляемого непосредственно из Стамбула. Таким образом, Филарету и Макарию предлагают обменять снятие с них анафем на признание того, что Украина теперь – территория Константинополя.
Снятие анафемы таким образом выглядит неканоническим. Есть решение Вселенских соборов, что анафему снимает та Церковь, которая её наложила. В данном случае, это РПЦ. А теперь и другие Церкви могут ставить вопрос о нарушении канонических норм Константинопольским патриархом, и теперь уже может быть поставлен вопрос о анафемствовании его. Решения Вселенских соборов могут менять только Вселенские соборы. Непонятно и решение об отмене обязательств письма 1686 года. Есть правило, что если за 30 лет такие вещи не меняются, то это считается свершившимся фактом. А прошло уже 330 лет. Формируется достаточно странный казус.
РПЦ уже назначила свой синод на 15 октября, не исключаю, что там могут быть приняты достаточно жёсткие решения в отношении Константинополя. Вполне вероятно, что и часть православных Церквей, которые ранее выражали обеспокоенность политикой Константинополя, могут сократить общение с ним. А православные Церкви независимы, в отличие от католицизма, где есть главный папа Римский. Варфоломей – первый среди равных, а не папа Римский или главный арбитр. И эти Церкви могут дистанцироваться от Константинополя, а по факту – в мировом Православии может произойти раскол.
В Украине же будет усиление давления власти на Украинскую Православную Церковь. Чтобы провести следующие шаги, нужен объединительный собор. И мы уже слышим голоса, что объединительный собор должен вовлечь не только УПЦ КП и УАПЦ, но и УПЦ. Поэтому вероятно давление власти (гласное или нет) на отдельных иерархов УПЦ, с тем, чтобы те перешли на сторону власти. Есть информация, что ключевой фигурой на соборе Порошенко видит отнюдь не Филарета, а митрополита Винницкого Сименона (УПЦ). И вот с одной стороны, на УПЦ будут оказывать давление, чтобы внешне процесс проходил добровольно. С другой – нельзя исключать атак радикалов на храмы УПЦ. Да, Порошенко заявил, что те, кто будут устраивать провокации, являются агентами Кремля – но хватит ли у него сил удерживать националистов?
Ключевые события будут далее. Всё зависит от того, как пройдёт возможный объединительный собор и какие будут цели Константинополя. Он просто играет в игры украинских политиков, пытаясь получить для себя новую территорию. Понимают ли это УПЦ КП и УАПЦ? Скорее всего, да, но рассчитывают извлечь из всего этого свою выгоду. Однако, приняв снятие анафемы, они вынуждены будут принимать и другие решения Константинополя, в том числе, лишающие их реальной власти».
Рекомендовано к прочтению