Эксперт: катализатором иранских протестов в первую очередь стали внутренние процессы
Массовые акции в Иране следует в первую очередь рассматривать в контексте внутренних политических процессов. Об этом в комментарии «2000» рассказал политолог-международник Антон Кучухидзе.
«Я думаю, что катализатором иранских протестов стали в первую очередь внутренние процессы. Любое внешнее влияние базируется на внутренних проблемах и внутренних игроках. У президента Ирана Рухани очень непростые отношения с верховным лидером Хаменеи. На данный момент они расходятся глобально относительно «большой ядерной сделки» с Западом, во всех экономических проблемах Хаменеи склонен обвинять Рухани. Иран вообще тяжело анализировать, но общепринятым является утверждение о разделении иранского политикума на консерваторов и либералов. Консерваторы – духовный лидер и все, кто с ним, либералы –представители правительства. Противостояние идёт не первый год. Понятное дело, что тут наслаиваются группы провокаторов, о которых неоднократно заявляли участники митингов».
При этом правительство может похвастаться экономическими достижениями.
«Если смотреть статистику Мирового банка, то ВВП на душу населения в сравнении с предыдущим годом вырос на 400 долларов. Другие показатели в 2015-2016 годах также выросли, но они не достигают уровня динамично развивающейся экономики. И верховный лидер говорит: цифры цифрами, а народ улучшения не чувствует. Не решена проблема возрождения внутреннего производства. Внутренних проблем и в самом деле хватает».
Без обрушения властной вертикали Ирана не стоит ожидать заметного изменения внешней политики.
«Внешние игроки, каждый в своих интересах, пытаются использовать каждую возможность заявить о несоразмерном применении силы в отношении митингующих. Внешних игроков не устраивает активная позиция Ирана по Сирии и Ближнему Востоку вообще, сильный Иран им не нужен – это очевидно. Но говорить о «руке Запада», которая это всё спровоцировала – не приходится. Внутри хватает групп влияния, серьёзно борющихся между собой, и использующих в том числе и фактор уличных протестов. Если проводить аналогию с 2009 годом, когда там также проходили массовые антиправительственные митинги, не свалившие режим, изменений внешней политики Ирана – достаточно прагматичной и реалистичной – ожидать не приходится. Внешняя политика жёсткая, целенаправленная, но без признаков мании величия. Поэтому всё останется как раньше».
Рекомендовано к прочтению