Эксперт: Банковая получила ниточки управления антикоррупционнными органами
Обострение конфликта между НАБУ и САП связано с рядом личных и институциональных причин. Об этом в комментарии «2000» рассказал политолог, кандидат политических наук Алексей Якубин.
«Антикоррупционные органы во многом находятся в своеобразном параличе – конфликте. Есть старые линии конфликта, есть личный конфликт Сытника с Холодницким, есть старые конфликты с Луценко – у Холодницкого. Есть ведомственный конфликт между новыми подразделениями с пересекающимися функиями. Формально НАБУ должно заниматься подготовкой дела, а САП – подготовкой обвинения. А ГПУ оказывается третьей лишней, хотя тоже пытается заниматься антикоррупционными делами и недавно даже заявила, что их открыто свыше 6 тысяч. Так что идёт бурное выяснение, кто имеет право называться антикоррупционными органами».
Главу НАБУ и САП по-своему решают задачи политического выживания.
«И Холодницкий, и Сытник рассматривают пребывание на этих должностях как преддверие политической карьеры. Сытнику удалось за это время наладить контакт с Банковой. Не просто так было ночное чаепитие с Петром Порошенко и Александром Грановским. Насколько я понимаю, до этого Сытник пытался работать с «Народным фронтом», но после «рюкзачного дела» и обострения внутриполитической борьбы в США (что привело к «протеканию» «западного зонтика») получилось, что он побил горшки со всеми. И шансы остаться на посту у него были небольшие – вот он и пошёл договариваться с Банковой. Условия, видимо, состоят в определённых линиях, которые Сытник не должен переходить. Объяснения Сытника, что он с Порошенко обсуждал закон об антикоррупционном суде, никуда не годятся, это не его компетенция. В американском посольстве идут перестановки, Украину покидают в том числе кураторы антикоррупционных органов, например, Джордж Кент, и это тоже влияет на поведение Сытника – ему нужны новые покровители. Контакт с Порошенко, по всей вероятности, он устанавливал через Александра Грановского.
Что до Холодницкого, то он понимает, что его непросто уволить по закону. И он решил воспользоваться нормами законодательства. Также он, в отличие от Сытника, решил договариваться с Аваковым. Отсюда и закрытие «рюкзачного дела», и готовность к закрытию других дел против представителей «Народного фронта». Не обошлось и без Луценко, отчасти договорившгося с Холодницким о возвращении под свое влияние. Однако дело против него ГПУ не закрыла, дамоклов меч над ним продолжает висеть».
Изменить ситуацию может лишь внешнее вмешательство.
«Теперь Банковая может стравливать антикоррупционные органы, влиять и на расследование дел, и на их представительство в суде. И даже если под влиянием Запада придётся оперативно создавать Антикоррупционный суд, то даже без взятия его под контроль, Банковая сможет осуществлять необходимый для себя контроль по этим двум направлениям. Аудиторов НАБУ будут продолжать использовать как рычаг давления на Холодницкого. У Банковой есть и рычаги влияния на НАПК, чей новый глава ориентирован на АП. Антикоррупционная система оказалась заложником внутриполитческих процессов. Единственное, что может поменять эту ситуацию – новые назначения из США. Потому что на данный момент неясно, как будет «мести» «американская метла».
Новости по теме: Саакашвили: Сытник порядочный, а Холодницкий — нет
Рекомендовано к прочтению