Эй, мужик, кино надо? Пиратское киноподполье на Одесском международном кинофестивале
У классиков сады цветут один раз в год. А украинские кинотеатры встречаются face-to-face чуть чаще - дважды в год. Впрочем, этой сезонности не всегда достаточно: на зимнем и летнем Кинорынках часто выясняется, что за минувшие полгода у кинотеатров, их профильной ассоциации и немногих игроков рынка накопились друг к другу десятки претензий, а эмоции иногда руководят кинодемонстраторами больше, чем логика.
А это не всегда полезно
Накопившееся обсуждали во время состоявшегося две недели назад круглого стола «Пиратство в киноиндустрии», спикерами которого стали глава Госкино Филипп Ильенко, представитель Украинской Антипиратской Ассоциации Сергей Нетецкий, руководитель департамента управления контентом Digital Screens Егор Домбровский, заместитель директора провайдера «Триолан» Денис Васильев, директор кинотеатра «Жовтень» и компании «Жовтень-прокат» Людмила Горделадзе, представитель VOD-платформы 1+1 media и антипиратской системы Sudum Андрей Бахталовский и глава инициативы «Чисте небо» Катерина Федорова.
Все спикеры - знаковые для индустири фигуры
Ко всеобщему сожалению, дискуссия прошла не столько конструктивно, сколько эмоционально: оказалось, у борцов с пиратами и демонстраторов - масса взаимных претензий и не так много точек соприкосновения.
Я попробовала вычленить из этой дискуссии не только рациональное зерно, но и основные камни преткновения: вскоре они всем нам понадобятся.
Но для начала - общий фактаж.
Филипп Ильенко отметил, что только 3% украинских зрителей ходит в кино, зато общее количество посещений нашими пользователями ресурсов с пиратским контентом составляет 123 млн.
Сергей Нетецкий же напомнил, что УАПА - Антипиратская ассоциация - работает в Украине уже 10 лет
Вроде бы, 10-летие работы - и возраст солидный, но, несмотря на все усилия коалиций и ассоциаций, пиратство в Украине не то что не побороли, а пока даже не особо уменьшили, о чем свидетельствует собранная УАПА статистика:
В последней цифре, конечно же, манипуляция - далеко не весь контент из 123 млн - это кино, и далеко не все это кино демонстрировалось за указанный период в кинотеатрах. Но в целом масштаб проблемы очевиден. А если не очевиден - вот еще один показательный слайд:
Вот - намного более конкретная и реальная цифра потерь только на одном IP. Несмотря на удручающую математику, от системы защиты аудиовизуального контента и его правообладателей тут же клонит в сон:
На этом слайде в зале даже послышался храп
Действительно, в схеме защиты авторского права столько «крайних», что стрелки, как метафорические, так и реальные, представленные на этом слайде, можно переводить друг на друга бесконечно.
Потребитель винит в краже контента государство, государство - пиратов, пираты прикрываются провайдерами, провайдеры переводят стрелки на правообладателей, последние возвращают вопрос государству, и так до бесконечности.
Впрочем, есть в этой схеме и неуказанные игроки: медиагруппы. В панели были представлены сразу все: и Егор Домбровский, и Андрей Бахталовский, и Катерина Федорова с редкостным единодушием подтвердили, что с радостью и распростертыми объятиями готовы принять кинотеатры, большие и маленькие, в свою могучую кучку антипиратов. Такого единства от StarLightMedia, Плюсов и МГУ в других вопросах не дождешься, так что берите, пока дают.
Главное предложение медиагрупп - «объединяться, объединяться и еще раз объединяться»: только вместе телевидение и кинематограф смогут сделать рынок достаточно привлекательным для выхода на него мейджоров.
По этому поводу «объединение усилий» и вынесли первым пунктом в каждую презентацию.
Увы, всеобщее объединение закончилось на нескольких камнях преткновения. И на них предлагаю остановиться подробней:
Как только речь зашла о камкординге, выяснилось, что вопросов у кинотеатров и УАПА друг к другу больше, чем ответов
Камкординг и УАПА
Людмила Горделадзе первая подтвердила, что в кинотеатре «Жовтень» во всех DCP-залах установлены системы наблюдения и камеры, и инциденты камкординга просто не допускаются, но даже в Киеве театру приходится решать вопрос нарушителей своими силами. О других городах и говорить нечего: от маленьких районных центров до миллионников «полиция города не знает, что делать с человеком, которого мы поймали на камкординге», единогласно жаловались демонстраторы.
Львиная доля обвинений в неграмотности полиции упала на плечи Сергея Нетецково - все-таки, УАПА работает уже 10 лет, а до сих пор «додивитеся в мiлiцii» - единственное, что знают сами копы об оформлении нарушителей авторского права.
Несанкционированные кинотеатры
Таковы реалии ОМКФ, что многие вопросы обсуждаются параллельно, и Филиппа Ильенко уже не было на круглом столе, когда всплыл еще один подводный камень: нелегальные кинотеатры. В небольших городах, особенно в курортных, главный конкурент легального кинотеатра - не интернет и не пиратские сайты, а «кафе», предлагающие посетителям пиратские фильмы вместе с едой и напитками. По словам одесских демонстраторов, в одной только Затоке таких заведений как минимум 15. И правоохранительные ограны, опять же, беспомощны, так как четкой законодательной квалификации у таких нарушений нет.
Финансы
Как обычно, главной проблемой кинотеатров оказался общий бич всей страны - экономический кризис. Необходимость «объединить усилия и совместно нанять юриста для квалифицированной борьбы с нарушителями» упирается в неприятную проблему: региональным кинотеатрам, часто однозальным и двухзальным, банально не хватает на это средств.
Уже в сентябре на KYIV MEDIA WEEK, как обещают огранизаторы, пройдет конференция инициативы «Чисте небо» «Боротьба з піратством в Україні: Що зроблено – Що робити. 2018». Надеюсь, инициатива обратит внимание на озвученные вопросы и попробует найти на них ответы.
Рекомендовано к прочтению