Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады
В украинской киноиндустрии упрекнуть в недостаточной скорости реакции можно кого угодно, но не компанию MRM: как только на рынке назревает вопрос, требующий публичной дискуссии, она за считаные дни организовывает «Медиазавтрак» на злобу дня. Например, в прошлый четверг в Комитете Верховной Рады по вопросам культуры и духовности подняли вопрос администрирования квот на украинское кино в украинских кинотеатрах - и уже во вторник, то есть вчера, прошел двухчасовой завтрак за познавательной беседой о главнейшем из искусств.
Если бы не несколько но, витавших над мероприятием, как тень отца Гамлета. Но о них чуть позже, а пока обсудим, что было сказано спикерами по теме (и вне ее).
Завтрак, по традиции, предоставлял Ronin. По традиции же у спикеров за главным столом маковой росинки во рту не было - не вещать же о судьбах рынка с полным круассанов ртом. Но, думаю, организаторы передали каждому сухой паек.
Кстати, о спикерах - к бою были готовы...
...слева направо: Роман Мартыненко (дистрибутор MMD), Наталья Байдан (директор сети кинотеатров «Планета Кино»), Инна Янакаева (директор сети кинотеатров Multiplex), Андрей Дяченко (дистрибутор UFD) и Егор Олесов (продюсер, студии «Кiнороб» и Animagrad).
Как видите, западный фронт развернут. Самое время формировать позицию.
Среди гостей завтрака - Валерий Козлитинов, главный (и единственный) профессиональный производитель промоматериалов для украинского кинематографа. Гости «Медиазавтрака», когда Валерия представили именно так, удивились: неужели у кого-то повернется язык заявлять, что FILM.UA, особенно после успеха «Украденной принцессы», или студия «Квартал 95», например, не умеют делать промокампании?
Ситуацию прояснил Егор Олесов, призвав не путать промокампанию и мейджорский пакет промоматериалов:
- Мы с Валерием сотрудничаем давно. Для наших проектов он делал и трейлеры, и постеры в том числе.
- Если авторы фильма сами берутся делать свои промоматериалы, получается обычно плохо. Режиссер и продюсер слишком погружены в продукт, они не могут достаточно абстрагироваться от него, чтобы сделать хороший трейлер и хороший постер, - уточнил Роман Мартыненко.
- Я вообще-то послушать пришел, и тему создания промо для кинофильмов мы уже обсудили - напомнил Валерий Козлитинов. Кстати, действительно обсудили - вот, читайте, вспоминайте, кто прогуливал.
Увы, понеслось - значительная часть дальнейшей дискуссии свелась с качеству фильмов, качеству промо, готовности продюсера идти на компромиссы, коммерческому потенциалу фильма, достаточности или недостаточности экранов в Украине.
Все темы, несомненно, интересные и важные - наверное, поэтому модератор встречи Артем Вакалюк позволил дискурсу уйти в эту сторону.
Да и спикеры разоткровенничались. Роман Мартыненко сказал, что предпочитает входить в кинопроект как дистрибутор на этапе сценария, читает в год более 100 киносценариев и заранее, даже на этапе синопсиса и заявки, может предсказать кассовый потенциал любой картины. Из-за чего вызвал бурю негодования - крохотную и локализированную, но все же.
Гости «Медиазавтрака» - режиссеры (один из которых считает себя Дарреном Аронофски) - возмутились: мол, «вы призываете нас снимать только мыло и попсу, а мы, элита, несем вам сценарий «Реквиема по мечте», фильма в топ-5 лучших проектов за всю историю кинематографа по версии IMDB».
Представители дистрибуторов и кинотеатров тут же уточнили, что они говорят сейчас исключительно о прокатной истории фильма, а не о фестивальной и около-фестивальной судьбе проекта. И если режиссер хочет снимать фестивальное кино, он все равно должен понимать, какой путь возможен для его картины.
От себя замечу, что «Реквием по мечте» действительно в ходит в перечень фильмов с самым высоким рейтингом на IMDB, но на 80-м месте, и действительно провалился при этом в прокате, собрав чуть более $7 млн бокс-офиса при $4,5 млн производственного бюджета, и это не учитывая P&A-затраты и выплаты гонораров звездам.
Роман Мартыненко призвал также режиссеров перестать считать себя элитой только на том основании, что они снимают кино.
Наталья Байдан попросила не путаться в понятиях «хороший фильм» и «кассовый фильм" -, мол, это разные вещи. Кассовый фильм, интересный зрителю - это один вид продукта, а фестивальный фильм для узкой аудитории - другой. Кинотеатры же - это непосредственная связь между создателями фильмов и их зрителями, и озвучивают мнение зрителя. Если режиссерская амбиция - продемонстрировать зрителю, что он плебс по сравнению с элитой, то претендовать на кассовый успех или сколько-нибудь значимую аудиторию фильм вряд ли сможет.
После длинного пролога представители кинотеатров перешли к конкретным цифрам.
Multiplex рассказал о цене открытия кинотеатра в городе с населением 300 тысяч:
- Нас очень просили открыть кинотеатр, но когда он открылся, стоял пустой, - поделилась Инна. - Еще год мы потратили на то, чтобы снова приучить жителей города к мысли, что хождение в кинотеатр - это досуг, это возможная и хорошая альтернатива тому, чтобы провести вечер в кабаке или дома у телевизора.
Не обошлось и без конкретики.
Кинотеатры заверили, что цена билета - от $2,5 до $2,8 - никак не может подняться до $3 уже больше года, потому что не растет покупательская способность украинца. А затраты на оборудование кинотеатра - от проекторов, экранов и аудиосистем до кресел и машин по производству попкорна - все долларовые, и в кинотеатре не импортируют только сотрудников и стены. Стены, впрочем - отдельный вопрос, так как запуск работы кинотеатра напрямую зависит от вывода в эксплуатацию торговых центров. А ТРЦ, в свою очередь, могут откладывать открытие и год, и даже дольше. Строить же отдельное помещение экономически нецелесообразно.
Затраты на оборудование одного цифрового зала кинотеатра в торговом центре - от $300 тыс. минимум. В случае открытия зала в городе с населением около 50 тыс. жителей кинотеатр, вероятнее всего, вообще никогда не окупится - оборудование выйдет из строя раньше, чем на продаже билетов успеют заработать достаточно, чтобы покрыть инвестиции.
Кажется, эта математика не обрадовала аудиторию.
- А какое абсолютное дно украинского кинопроизводства? - спросили вдруг из зала. - То есть при каком минимальном бюджете фильм не обанкротит инвесторов, если выйдет в прокат? Мы рассчитывали такую сумму для Казахстана, это $40 тыс.
Егор Олесов попытался объяснить, что фильм фильму рознь: мол, комедия - это локальная история, поэтому такой фильм должен окупиться на внутреннем рынке, а анимация, наоборот, - продукт, который с удовольствием покупают на многие территории, поэтому бюджет мультфильма рассчитывается с учетом подобных факторов...
- Но «Свингеры» снимались за $60 тысяч, - сказал, как отрезал, Андрей Дяченко. - Они рассчитывали, что окупятся в любом случае.
Кажется, цифра удивила даже бывалого аналитика рынка Вакалюка. Впрочем, если вспомнить фильм «Свингеры», можно без особого переподвыподверта воображения предположить, что его сняли за одну съемочную неделю.
И только под конец беседы Наталья Байдан вернулась к вопросу, с которого, казалось бы, все должно было начаться:
- При таких затратах кинотеатров, при том, что сборы украинских фильмов в лучшем году составили около 3,5% от общего бокс-офиса, при том, что самый кассовый украинский фильм прошлого года - всего на 37 месте в перечне кассовых фильмов вообще, учитывая, что сейчас закончатся апрельские релизы (в этот четверг выйдет «Легенда Карпат», затем - «Зрадник» и «5 терапия») и до августа нет ни одной украинской премьеры (одна все же есть, это релиз фильма «Бобот» в конце июня, хотя исключение только подтверждает правило, - МН), как мы должны исполнять квоту в 15%?
- Нам предлагают делать образовательные сеансы, возвращать в прокат старые фильмы, и мы поддерживаем эту идею в целом, но это же не может быть 15% всех сеансов. Поэтому мы и предлагаем составить дорожную карту, какие-то этапы, по которым будем выходить на нормальные взаимоотношения.
Андрей Дяченко поддержал коллег из кинотеатров. Как отметил дистрибутор, украинские продюсеры редко мыслят более далекой перспективой, чем выход одного своего фильма.
- Взять только этот октябрь - на одну дату пришли пять украинских продюсеров со своими релизами. Чуть не подрались, пришлось их как-то перераспределять.
Напомню, в отличие от украинского продюсера, который смотрит на месяц-три-полгода промокампании и дату своего (по традиции лучшего в мире) релиза, украинский дистрибутор мыслит категорией 52 уик-эндов в году, на каждый из которых он должен что-то предложить кинотеатру. А кинотеатр вынужден теперь мыслить еще и месяцами - чтобы на хотя бы один из четырех уик-эндов попадал большой зрительский украинский релиз.
Продюсеры задумались,
или заболтались с дистрибуторами. Впрочем, вот беда, большинство продюсеров на встрече были и так индустриально подкованными и, более того, успешными. А вот дистрибуторы и продюсеры, у которых с украинскими релизами пока складывается не очень, «Медиазавтрак» по традиции прогуливали.
Впрочем, пока спикеры отдыхали от волнительной темы,
А представители кинотеатров - раздавали комментарии,
я не могла отделаться от ощущения тех самых призраков, с которых мы и начинали. Их два: тень отца украинской киноиндустрии Богдана Батруха, и остронасущный юридический вопрос. Вначале поговорим об обличителе российских шпионов и основателе дистрибутора B&H.
Так или иначе при обсуждании проката поднимается вопрос сложившейся на рынке монополии. Сейчас один дистрибутор выпускает на рынок релизы четырех из шести голливудских мейджоров и имеет долю в более чем 55% рынка, а в случае, если студию Fox поглотит Disney - с высокой вероятностью сконцентрирует в одних руках около 70% рынка. И каждый раз, обсуждая какие-либо квоты и условия работы, нужно иметь в виду, что как минимум 48 из 52 уик-эндов в году уже заведомо частично расписаны. И составлять дорожные карты или администрировать какие-либо ограничения, не принимая во внимание монополиста рынка, как минимум странно.
Странно, но приходится - наковальней в вопросе о присутствии украинского кино на экранах украинских кинотеатров выступают законодательная и исполнительная ветви власти в лице Комитета ВР по вопросам культуры и духовности и Госкино. Именно они инициировали вопрос процедурного урегулирования контроля за исполнением кинотеатрами квот, а, раз маятник запущен, остановить его в целом правильными, но не имеющими веса заявлениями, вроде «квотами и запретами вы ничего не добьетесь», невозможно.
Со своей стороны поддержу кинотеатры - действительно, ситуация запутанная, и без дорожной карты, системной координации между индустрией и госорганами тут не обойтись.
Поэтому полезно было бы сформулировать более юридически определенную норму, приемлемую для всех сторон рынка, и совместными усилиями ее лоббировать. В частности - предложить грейс-период на введение администрирования квоты, постепенное введение нормы, более рациональные периоды для мониторинга, чем озвученый сейчас в законе месяц, чтобы учитывать неспособность кинопроизводителей и дистрибуторов выпускать достаточное количество новых релизов ежемесячно.
Надеюсь, меморандум с такими тезисами успеют подготовить в ближайшее время: в прошлый четверг комитет под руководством Николая Княжицкого более чем неоднозначно дал понять, что намерен работать над этими нормами в ускоренном режиме. Я же буду держать вас в курсе развития этой ситуации. Так что не переключайтесь.
Рекомендовано к прочтению