06.08.2018 21:24

Поддельный Голливуд. Как заработать на плохом кино, выдавая его за хорошее

Поддельный Голливуд. Как заработать на плохом кино, выдавая его за хорошее

Те, кто помнит интернет разлива хотя бы десятилетней давности, наверняка знаком с «правилом 34»: на любой фильм, сериал, мультфильм и прочий аудиовизуальный контент обязательно найдется порно-пародия, а если не нашлась, то либо вы плохо искали, либо ее производством как раз занимаются, либо конечный продукт настолько неинтересен зрителям, что даже пародировать его стыдно. С течением времени эта догма никуда не делась, но одна категория фильмов - голливудские блокбастеры - обзавелась собственным мерилом успеха: если картину этого жанра заметили производители мокбастеров (mockbuster, от англ. mock – подделка), то все, лавры победителей и мировое признание ей гарантированы.

Правда, как и в случае с порно-пародиями, сами мокбастеры на эти процессы никак не влияют. Просто их авторы обращают внимание и создают близнецов только тех фильмов, которые зрители всего мира ждут с нетерпением в кинотеатрах. Главная же ставка делается на невнимательность и стремление каждого отдельно взятого гражданина поскорее познакомиться с хитом: через неделю-две после мировой премьеры в продажу на DVD и Blu Ray поступают ленты, названия которых с первого (и, будем честными, жадного) взгляда не отличишь от настоящего блокбастера. Неладное покупатель заметит потом, когда вооружится ведром попкорна и усядется смотреть «шедевр», но уже будет поздно - денег производителям он заплатил, а значит, они своего добились и продолжат действовать в том же духе.

Глобальный обман зрительских ожиданий начался не вчера, и за это время производители подобных картин даже успели обрести своеобразную популярность. Например, студия The Asylum, начавшая паразитировать за блокбастерах еще в начале нулевых, к сегодняшнему дню обзавелась целой франшизой треш-фильмов «Акулье торнадо» и вполне легальным контрактом с приличным с виду каналом SyFy. Именно на нем, кстати, 25 июля состоялась премьера шестой серии «Акульего торнадо», которая, согласно заявлениям создателей, станет последней. Другой пионер жанра - студия GoodTimes Entertainment, в 90-е паразитировавшая на анимационных хитах Disney (снимая жалкие подобия мультфильмов «Аладдин» и «Красавица и чудовище») - когда-то успешно отбивался от многочисленных судебных исков, а сегодня заключил контракт с Netflix. Одним словом, на каждый товар рано или поздно находится покупатель, а вероятность того, что и вы когда-нибудь попадетесь на удочку не обремененных моралью и человеколюбием кинодельцов, растет с энергичностью снежного кома где-нибудь в Гималаях. Я же изо всех сил хочу вас от этого уберечь, а потому сегодня предлагаю поговорить о явлении мокбастеров, изучить их примеры и дать вам парочку советов о том, как их избежать.

У всего в мире есть начало, поэтому сперва окунемся в историю. Сам термин «мокбастер» впервые был предложен журналом Empire и быстро обрел популярность, поскольку дал название давно устоявшейся традиции оболванивать зрителя. Сейчас об этом уже никто не вспоминает, но, к примеру, лента «Монстр из Педрас Бланкас», снятая режиссером Ирвином Бервиком еще в 1959 году, была самым настоящим мокбастером и попыткой выехать на успехе «Твари из Черной лагуны» 1954 года выпуска.

Поддельный Голливуд. Как заработать на плохом кино, выдавая его за хорошее

Расчет был прост: зритель, которому понравилась «Тварь из Черной лагуны», захочет посмотреть нечто похожее. Даже постер создавался именно с этими соображениями

Впрочем, тогда времена были другими, позиции голливудских студий - гораздо сильнее, а авторы мокбастеров еще стеснялись копировать названия первоисточников своего успеха полностью. Да и ставка, в отличие от современности, делалась не на невнимательность конечного потребителя, а на его желание увидеть продолжение полюбившейся истории.

В корне же ситуация изменилась лишь в начале XXI века, когда создателям уже упомянутой студии The Asylum пришла в голову простая, но по-своему гениальная идея обманывать зрителя так, чтобы этот обман потом было трудно доказать. К слову, к тому времени они уже попробовали пойти по честному пути: The Asylum была создана в 1997 году и сначала специализировалась на оригинальных, хоть и недорогих, хоррорах и артхаусе. Но конкуренция была слишком высокой, чтобы добиться успеха быстро, а кинобизнес как раз переживал технологический бум, благодаря которому производство можно было значительно удешевить. Тогда основатели студии Дэвид Римави, Шерри Стрейн и Дэвид Майкл Летт впервые решили попробовать выехать на успехе других, и даже придумали для этого удачную схему.

Их первый мокбастер «Форсаж. Демон скорости» вышел на DVD в 2003 году всего за несколько недель до релиза дебютного «Форсажа». Студия Universal справедливо ожидала от оригинала хороших результатов в прокате, а дельцам из The Asylum хватило и крох, долетевших до них из-за невнимательности потребителей: производство «Демона скорости», в отличие от многомиллионного «Форсажа», едва превысило $250 тыс., там не было ни Вина Дизеля, ни Пола Уокера, а сюжет был настолько прост, что и на сценарий тратиться не пришлось. Конечно, при этом картина не претендовала на кинотеатральный прокат, зато количество проданных дисков позволило не только отбить затраты, но и слегка заработать.

Поддельный Голливуд. Как заработать на плохом кино, выдавая его за хорошее

Настоящий же успех пришел к The Asylum в 2005 году, когда студия по уже обкатанной схеме выпустила ленту «Война миров Герберта Уэллса». Фильм, как нетрудно догадаться, должен был спаразитировать на «Войне миров» Стивена Спилберга, и это более чем удалось. Во-первых, картина по сей день остается самым коммерчески успешным продуктом The Asylum (было продано более 250 тысяч копий), а во-вторых, именно он окончательно убедил троицу продюсеров в верности выбранного пути.

Поэтому с годами на свет появилась гора подобных подделок:

Поддельный Голливуд. Как заработать на плохом кино, выдавая его за хорошее

«Тихоокеанский рубеж» против «Атлантического рубежа»,

Поддельный Голливуд. Как заработать на плохом кино, выдавая его за хорошее

«Я, легенда» против «Я, Омеги»,

Поддельный Голливуд. Как заработать на плохом кино, выдавая его за хорошее

«Трасформеры» против «Трансморферов»,

Поддельный Голливуд. Как заработать на плохом кино, выдавая его за хорошее

«Змеиный полет» против «Змеиного поезда»,

Поддельный Голливуд. Как заработать на плохом кино, выдавая его за хорошее

«Терминатор: Да придет спаситель» против незатейливого «Терминаторы»

Продолжать этот список можно долго, но суть, надеюсь, вы уловили: название лишь незначительно меняется, постер делается максимально броским и красочным, и если зритель попался на эту уловку, то сам виноват.

А что же суды о плагиате, спросите вы? Дело в том, что еще никому не удалось привлечь The Asylum и других их коллег по этому обвинению: с фильмом-оригиналом поделку роднит лишь название, а на все претензии дается одинаковый ответ: «Мы производим пародии, а это не запрещено». Идти против такого аргумента сложно даже американской Фемиде, ведь на деле никто не заявляет, что выезжает на успехе многомиллионного проекта - все это зритель додумывает самостоятельно.

Кстати, если вы решили, что заработок на этой скользкой ниве возможен лишь благодаря незадачливому зрителю, то это не совсем так. В мире полно телеканалов, готовых покупать что угодно, главное - подешевле. Мокбастеры отлично приживаются в ночном эфире таких вещателей, и один из них - украинский НТН, в свое время крутивший подобные ленты пачками. Ну а тот же Netflix, заключая сделку с GoodTimes Entertainment (которая еще в 90-х доказала в судах свое право производить плохую анимацию «по следам» Disney, ведь названия классических сказок никто не может присвоить себе), руководствовался тем, что детская аудитория готова потреблять любой яркий мультяшный контент, независимо от его качества.

Теперь, когда мы разобрались в методах, дам парочку советов, как не попасться на заботливо расставленные производителями мокбастеров удочки. Во-первых, перед тем, как купить кино на носителе или загрузить его из онлайн-стора, внимательно читайте название - стать зрителем «Трансморферов» довольно просто, а стереть их потом из памяти - нет. Во-вторых, запомните, что релиз любого проекта на носителе или цифровой платформе спустя всего несколько недель после кинотеатральной премьеры попросту невозможен, и если вам говорят обратное, то, скорее всего, пытаются продать мокбастер. Ну и в-третьих, даже если все предыдущие советы не сработали и вы все же стали счастливым обладателем треш-подделки, попытайтесь не слишком расстраиваться: как знать, возможно, если не ждать от фильма слишком много, то даже получится получить удовольствие. В конце концов, своя аудитория есть и у этого жанра, и даже от настоящих блокбастеров надо иногда отдыхать.

Источник

Смертельное ДТП в Чугуевском районе - не разминулись ВАЗ и Mazda Акции протестов в Киеве финансируются заграницей, - Луценко Киевскому "Динамо" засчитано техническое поражение от "Мариуполя". Апелляция отклонена Половина жилых домов Харькова подключена к теплу, - горсовет Снукерист отдал кий выбежавшей к столу женщине

Лента новостей