Погони, перестрелки и немного ностальгии. Как "2+2" снимает "Ментовские войны. Харьков"
До старта осеннего телесезона осталось всего ничего, и большинство каналов уже признались, чем намерены заманивать и удивлять свою аудиторию. Мне же в этом круговороте информации только и остается, что внимательно присматриваться к премьерам, которые вот-вот ворвутся в жизнь отечественного зрителя. Мы с вами уже знакомились со участниками нового сезона «Танцев со звездами», одним глазком смотрели на шоу СТБ об отношениях и даже разведывали закулисье возобновленной телевикторины «Кто против блондинок?».
Кое-что я рассказывала и о будущей сетке «2+2», а теперь самое время показать, как снимается очередной сезон одного из самых рейтинговых сериалов вещателя - «Ментовские войны». Вы уже знаете, что в этот раз место его действия перенесется в Харьков, а почему так, и какие еще сюрпризы ждут зрителя на третьем году жизни проекта - расскажу прямо сейчас.
Во-первых, знайте: не все то Харьков, что по телевизору за него выдается. Многие сцены «Ментовских войн» снимаются в Киеве, и на одной из локаций мне удалось недавно побывать. Узнаете парк «Наталка»?
Может показаться, что где-то здесь недорого решают проблемы автомобилей на литовских номерах, но нет: красота кино всегда в деталях, а нужный город должен узнаваться даже в мелочах
Все главные производственные ротации на проекте случились еще во втором сезоне: вместо «Киевтелефильма», который по заказу «2+2» разрабатывал «Ментовские войны. Одесса», в игру вступил «1+1 Продакшн». Ему принадлежит авторство сезона «Ментовские войны. Киев», а теперь и «Ментовские войны. Харьков», эпизоды которого вот-вот выйдут в эфир
Режиссер Валерий Рожко тоже на месте
А вот где изменений избежать не удалось, так это в актерском составе - новому городу нужны новые менты. Главного из них теперь играет Артем Позняк
Раз Артем на месте, то ему и сцену играть. Но не одному, а с партнером Владимиром Шпудейко
Сперва полагается отрепетировать,
выслушать замечания режиссера,
а затем можно и в бой
Команда тем временем обеспечит всем необходимым
И даже подержит зонт, если планы нарушит мелкий дождь
А вот страховки от ливня, когда нужна солнечная погода, пока не придумали. Лучший способ - приостановить съемочный процесс
Никто, впрочем, по этому поводу не расстраивается: пока съемка на паузе, можно и подремать
Или попозировать моему фотографу
Даже режиссер пользуется возможностью попасть в объектив Няни
Я же, чтобы не терять времени даром, воспользовалась паузой и задала все накопившиеся о проекте вопросы по адресу - продюсеру «1+1 Продакшн» Ларисе Марцевой. Она, в свою очередь, ничего скрывать не стала и подробно мне на них ответила.
- Лариса, расскажите, как давно вы занимаетесь этим проектом?
- Предыдущий сезон, который назывался «Ментовские войны. Киев», состоял из 36 серий. Они уже выходили в эфир и со всей скромностью отмечу, что проект был очень успешным - зрители оценили, насколько большой объем души, любви и энергии мы в него вложили. Для продакшена это был первый глобальный опыт боевика, триллера, и поэтому мы буквально пылали энтузиазмом. Именно поэтому, думаю, фильм получился таким правдивым, живым, и аудитория это заметила. А сейчас мы работаем над продолжением под названием «Ментовские войны. Харьков», которое будет состоять из 40 эпизодов, и в эфир они выйдут в сентябре.
- Это адаптация российского формата, но в оригинале нет разделения сезонов по городам - действие все время развивается в Санкт-Петербурге. Почему вы решили поступить иначе?
- Когда мы взяли оригинальную историю, нам показалось, что было бы несправедливым, если бы все события развивались лишь в одном городе. У нас много больших городов, у каждого есть свои интересы, а их жители по-разному любят и свой город, и его историю. Соответственно, эту оригинальную историю мы разделили на три части - Одессу, Киев и Харьков. Производством одесской части эпизодов занимались не мы, а остальные два блока - наши фильмы. Они, к слову, отвечают определенным периодам в оригинальной истории. То есть, если бы мы адаптировали проект без изменений, то сейчас бы это были 6 и 7 сезоны.
- Есть еще какие-то моменты, которых не было в оригинале, но появились у вас?
- Да. Например, если мы говорим о событиях в Питере, то это, безусловно, нуар - некая мрачность, романтическая депрессия, настольная лампа освещает склонившихся в глубокой задумчивости ментов (смеется). Для Украины в целом и для Харькова в частности свойственно больше света, открытости, драйва и меньше меланхолии. Поэтому у нас и колористика картины, и ее настроение совсем другие. Во-первых, каждый эпизод максимально украинский по духу - это и шутки, и подколки, и прочие характерные нюансы, а во-вторых, у нас получается больше «Три мушкетера», нежели Достоевский. Мы живее, веселее, открытее - это, я бы сказала, своего рода Сорочинская ярмарка.
- Может, даже слегка балаган?
- Нет, у нас все же слишком серьезная история, чтобы делать ее балаганом, пусть даже немного. Но это и не скандинавский детектив.
- Произошли ли какие-то изменения в команде со времен «Ментовские войны. Киев»?
- Да, конечно. Прежде всего, поскольку мы сменили город действия, в проекте теперь будут совсем другие персонажи. Мы все так же придерживаемся характеров, которые были в оригинале, ведь зритель знает и любит эту историю, но - и за это мы очень благодарны аудитории - от нас не требуют ее повторения, принимается не буквальная адаптация, а именно с поправкой на характеры. Кроме того, сейчас в проекте работают другие режиссеры - уважаемый и всеми любимый мэтр Валерий Витальевич Рожко и Тарас Рыбальченко, который раньше работал вторым режиссером на «Ментовских войнах. Киев». Операторы у нас - Максим Ворон, который снимал «киевские» эпизоды, и Виталий Мельник.
- А сценаристы?
- Сценаристы тоже остались прежними - нам важно, чтобы они знали специфику работы над проектом и то, что мы не можем далеко уходить от оригинала. Вопрос даже не в формате: нам никто не говорил, что нужно строго следовать российской истории. Но когда мы анализировали ее успех, то кое-что поняли: «Ментовские войны» вышли одновременно с другими картинами в этом же жанре, например, «Улицы разбитых фонарей». И вот где сейчас «Улицы разбитых фонарей»? А «Ментовские войны» продолжают и продолжают снимать, сейчас выходит, кажется, 12-й сезон, и он не менее успешен, чем предыдущие. Так вот, когда мы с продюсерами анализировали все это, то сошлись на том, что «Ментовские войны» - честная и искренняя история, которую написал, если не ошибаюсь, полковник милиции, а сценарист ее литературно переписал. Собственно, поэтому мы и стараемся не терять историю. Мы берем какие-то фрагменты из реальных преступлений, совершенных в Харькове, но основная канва все равно остается. А вдруг магия где-то нарушится и пропадет? Этого нам зритель не простит (улыбается).
- Кстати, раз уж вы отметили, что берете реальные преступления - у вас есть консультанты в органах?
- Да, но мы никому не выдадим их имен (смеется). Помимо них, кстати, у нас также есть специалисты по огнестрельному оружию, по процедурам. Мы стремимся к правдивости в этом плане, и было бы странно, если бы наши герои стреляли так, как обучают в Куантико, а не в школе ментов.
- Закономерный вопрос: в Украине уже давно нет ментов, на их место пришли копы. Вы не думали в связи с этим внести изменения в проект?
- Смотрите, это, скажем так, старая история, она не отражает реалии сегодняшнего дня. Если уместно провести такое сравнение, то нам же до сих пор интересны детективы Агаты Кристи, хотя их действие развивается в начале ХХ века. Вот и в нашем проекте все происходит до начала драматических событий на востоке Украины, это некий условный 2012-2013 год. Мы в том числе апеллируем к легкому чувству ностальгии у зрителей, которые скучают по временам, когда все было стабильно и спокойно.
- И развивать по хронологии вы не намерены?
- Нет, в этом смысле мы снимаем историческое кино (смеется).
- Несмотря на то, что действие происходит в Харькове, вы снимаете в Киеве. Обходитесь только этим, или харьковские съемки тоже есть?
- Да, конечно есть, просто мы туда не везем всю съемочную группу. Согласитесь, было бы нечестно отснять все в Киеве и сказать: «Ребята, это Харьков!». Так что в проекте будут и знаковые места города, и действие на его улицах.
- Вы упомянули, что в новом сезоне будет новый каст. Расскажите о том, как проходил процесс подбора актеров, что вы искали и что в итоге нашли?
- О, это моя любимая тема (улыбается). У нас, если не ошибаюсь, 700 персонажей, так что кастинг - самая значимая часть предпродакшена. Причем поиск центральных персонажей занял, наверное, ⅔ всего процесса. Естественно, большая часть истории держится на главном герое - в нем должна быть смесь некой фатальности и оптимизма, каким бы оксюмороном это ни звучало. Перед нами стояла очень сложная задача найти актера, в котором все это сочеталось бы. Пришлось откастить очень много людей, и среди них было множество хороших актеров, но у них не было нужных нам черт, вот этой надрывности, если хотите, типажа. Так что, считаю, наша большая удача, что удалось пригласить на роль Артема Позняка - уникального на нашем рынке актера, в котором есть глубина, но нет разухабистости и суперменства. В нем все время присутствует некое сомнение: смогу ли я распутать еще одно преступление, смогу ли выдержать? Кроме того, конечно, нам нужно было, чтобы актер был спортивным, чтобы он умел стрелять и мог участвовать в экшен-трюках, а когда он смотрел бы на девушку, то таять должна была не только она, но и все зрительницы. Вы много таких актеров у нас знаете? Я - только Артема Позняка (улыбается).
- Когда вы его искали, были ли какие-то референсы, скажем, среди голливудских звезд?
- Вы знаете, не было. Хотя я, как всякая девочка, большая поклонница голливудских боевиков, и недавно с огромным удовольствием посмотрела последнюю часть картины «Миссия невыполнима» с Томом Крузом. Но нет, Тома Круза мы не искали (улыбается). Ведь действие у нас происходит в Харькове, и главный герой тоже должен быть харьковчанином, а в этом городе очень специфический менталитет. В одном человеке там легко уживаются открытость и доброжелательность с рационализмом и математическим складом ума.
- Богдана Юсипчука и Сергея Листунова искали так же тщательно?
- С ними все получилось куда более кинематографично. Сережа был дважды приглашен на главные роли в проектах известных европейских режиссеров (не буду их называть, чтобы не рекламировать конкурентов), и оба раза он отказывался, потому что, как в анекдоте, у него «елки» - работа в театре. Наш проект - третья его попытка сыграть главную роль в кино, и, к счастью, она увенчалась успехом. К счастью - потому что найти Харлея (персонаж Листунова, аналог Джексона из оригинала) было очень сложно. Он должен сочетать в себе портосистость (от слова «Портос»), расхлябанность и, в то же время, способность мгновенно концентрироваться и становиться ментом. Но при этом он все время остается обаяшкой, с которым каждый зритель бы выпил пива в каком-нибудь баре. Что же касается Богдана Юсипчука, то здесь вышел классический Голливуд. Мы искали третьего героя, откастили много актеров, но нужно было, чтобы этот персонаж одновременно и гармонировал с остальными двумя, и отличался от них. У нас были бесконечные ансамблевые пробы, но все время чего-то не хватало. Естественно, у нас было какое-то видение героя, он не должен был быть гламурным. И тут наш кастинг-директор идет по коридору, а там сидит Юсипчук, который как раз вернулся с того знаменитого конкурса в Перу, где его признали «Мистером море». Она его приводит к нам, мы, естественно, недоумеваем - ну какой из Богдана мент (смеется)! Но тут он - красавчик и вот это все - выдает такого мента, что мы только и могли, что переглянуться. В общем, это история о том, что иногда, когда ты не видишь очевидного, Вселенная берет тебя за руку и ведет, куда нужно. Пазл сложился идеально!
- Каким образом у вас с каналом распределяется влияние на все, что происходит с проектом: «2+2» дал вам карт-бланш, и вы делаете все, что считаете нужным, или решения нужно утверждать?
- Работать с «2+2», не сочтите за лесть, - одно удовольствие. Мы с Оксаной и Олесей (Янко-Коваленко и Пазенко, продюсеры проекта от канала, - МН) находимся на одной волне. Да, бывают какие-то споры по видению образов, по сценам, но при этом мы очень гармонично сотрудничаем. Решения принимаются сообща.
- А с форматчиками консультируетесь?
- Да, конечно. Прежде чем запустить производство, мы получили благословение на все сценарии. Поскольку это не моя компетенция, я не знаю, утверждались ли с форматчиками актеры, но сценарий, за который я отвечаю, утверждался: мы отправляли им таблицу адаптации, указывали, какие моменты изменили, а какие - нет, получали и вносили правки.
- Очевидно, что раз действие сезона развивается в Харькове, герои разговаривают на русском языке. Но, учитывая, что с октября на телевидении начинают в полной мере действовать украиноязычные квоты, как вы будете решать языковой вопрос?
- Да, сценарий у нас написан на русском и герои русскоязычные, а будет ли это каким-то образом решаться - уже не моя зона ответственности. Титровать или дублировать проект - это уже будет решать «2+2».
- Есть ли у вас сейчас какие-то планы на будущее, к каким городам присматриваетесь для продолжения истории?
- У нас есть еще как минимум пять неадаптированных сезонов, а в Украине есть много прекрасных городов, например, Днепр. Так что да, мы были бы рады продолжать снимать «Ментовские войны». В то же время, мы все живем в наномире, где решения не принимаются на три года вперед, ведь мы не знаем, каким к тому времени будет наш зритель. Посмотрим и будем действовать по обстоятельствам.
Пока мы разговаривали, дождь прекратился, и члены съемочной группы снова отправились к боевым позициям
Хлопушка готова, можно начинать
Кое-кто даже уселся на мотоцикл, а значит, будет погоня
Ну, или хотя бы зрелищное падение
Не волнуйтесь: кровь бутафорская. Я надеюсь
Харьковские менты должны не только стрелять как менты, но и уметь управляться с нужным оборудованием. Тут бы ни Бонд, ни Борн не справились бы
Их служба опасна и трудна настолько, что даже в костюме панды иногда ходить приходится
Еще секунда, и Юсипчук «даст мента»
Как у него это получается - узнаем уже осенью, когда сериал выйдет в эфир «2+2». Ну а пока готовьтесь к перестрелкам и погоням, их в проекте более чем достаточно. И запастись салфетками не забудьте, а то мало ли, как ностальгия сработает.
Рекомендовано к прочтению