Не так плох Вова Петров, как его малюют. "Темные" и "светлые" стороны одиозного политтехнолога
Знаменитости делятся на три группы. Первых знают все без исключения, старики и дети мечтают с ними сфотографироваться или хотя бы подышать одним воздухом, а вся их деятельность известна настолько хорошо, что игнорировать ее даже немного стыдно. Короче, если бы нужно было отнести кого-то к первой группе, то это были бы Олег Винник, Владимир Зеленский и Святослав Вакарчук, причем слухи о походе последних двух на выборы только подчеркивают этот факт. Второй подвид селебрити мечтает когда-нибудь трансформироваться в первый, но здесь все зависит и от их собственной удачливости, и от мастерства пиарщиков. Ну и наконец третья группа - знаменитости, которые как бы и на виду, но широкой публике большая часть их достижений остается неизвестна.
Сегодня актуальность беседы об отдельных представителях последнего вида зашкаливает: в конце прошлой недели правоохранители задержали (а затем и судили) Владимира Петрова и Александра Барабошко, после чего все наши СМИ наперебой начали копаться в их биографиях. На этом фоне я почувствовала себя прямо-таки экспертом, ведь в поле моего зрения украинский политтехнолог попал еще в 2010 году. С тех пор я внимательно следила за Петровым (к которому позже добавился и Барабошко), а сейчас хочу поделиться знаниями с вами - чтобы вы знали не только темную, политическую сторону его дел, но и светлую, медийную. Ну, поехали.
Карьеру в медиа Владимир начал еще в начале 2000-х в родном Кривом Роге. Если хорошенько покопаться в анналах, наверняка найдутся его сюжеты на местном телеканале «Киевская Русь», который принадлежал генпрокурору Геннадию Васильеву. Собственно, тогда Петров познал и темную сторону профессии, осознав, что проплаченным журналистом выгоднее быть, чем не быть. В этом Владимир признавался лично во время своей лекции в школе помощников депутатов.
Время шло, Петров крепчал, и со временем перебрался в Киев, где начал прокладывать себе путь к всесоюзной славе. Уже к 2009 году он стал довольно известным блогером (тогда еще на просторах ЖЖ), а заодно устроился работать в штаб Арсения Яценюка. Собственно, тогда и разгорелся первый громкий скандал с участием Владимира, о котором есть упоминание даже на легендарном ресурсе «Луркморье».
Дело было так: Арсений Петрович по задумке своих технологов представлялся потенциальным избирателям как прогрессивный кандидат, который знает, что такое интернет, и лично ведет там свою коммуникацию. Все шло хорошо, пока не вмешался случай: Петров забыл перелогиниться со своего аккаунта lumpen и от имени аккаунта Яценюка arseniy2010 ответил одному из пользователей следующее:
Позже он попытался исправить ситуацию и удалить компрометирующую запись, но было поздно: кэш помнит все
В ходе той кампании, кстати, была еще одна история, которую связывают с Петровым - «педофильский скандал» в лагере «Артек». Суть его заключалась в том, что нашелся ребенок, заявивший о растлении со стороны людей, которые оказались народными депутатами, да еще и из партии Юлии Тимошенко. Шумели об этом долго и на всех уровнях, а в Раде даже был зарегистрирован законопроект о химической кастрации педофилов.
А наш герой здесь упоминается потому, что одним из первых высказался о скандале с помощью ЖЖ, на этот раз не перепутав аккаунты
В 2011 году скандал завершился, дело закрыли, но, говорят, именно он стоил Юлии Владимировне президентства в 2010-м.
Как бы там ни было, после выборов Петров наконец-то занялся более полезными делами. Сперва он зарегистрировал «Информационное агентство B&D», шеф-редактором которого стал Алексей Дурнев, а позже запустил на своем YouTube-канале шоу «Дурнев +1». Но это будет потом, а сначала ребята всячески портили жизнь известным украинским СМИ, в частности «Украинской правде», которую сам Петров называл «адом с чертями». Почему и как именно - Владимир однажды мне рассказывал лично, а потому интересующимся очень советую почитать наше с ним интервью (а заодно посмотреть на тогдашний автомобиль маститого политтехнолога).
Вообще, перечислять политтехнологические достижения Петрова можно бесконечно долго. Здесь и история с морковкой для Яценюка в 2013 году (Владимир своей причастности, естественно, не скрывал, комментируя, что «не мочит бывших работодателей, но только если они с ним рассчитались за труды»), и неоднократные акции в Одессе (первая - в 2012 году, когда «мочили» молодого и бойкого Алексея Гончаренко, вторая - в 2014-м, когда в местных выборах поучаствовали лично и Леша Дурнев, и Александр Барабошко в костюме СуперМарио).
Вот так выглядела политическая платформа «Люмпенов»
Раз уж зашла речь о выборах, то связка Дурнев-Барабошко (и Петров за кадром) интриговала своим присутствием в бюллетенях не только одесситов. В 2015 году Леша и Саша объявились в Чернигове, где проводились довыборы по 205 округу. Говорят, что тогда они работали против известно чьего кандидата Геннадия Корбана в пользу пропрезидентского Сергея Березенко, причем вполне успешно - Корбан гонку проиграл.
Странно только то, что буквально за несколько месяцев до этого Барабошко запостил в своем Твиттере красноречивые фотографии с Игорем Коломойским. К чему бы это?
Но и это еще не все. С именем Петрова в украинском медийном пространстве связывают буквально каждый третий скандал. В некоторых Вова мелькал явно (например, в «потоплении» «Зеркала недели»), в некоторых - скрыто, причем настолько, что доказать его причастность крайне сложно (Петрова связывают и с кампанией по дискредитации Виталия Портникова во время Евромайдана, и с рассылкой фаллоимитаторов женщинам-главредам, в частности Алене Притуле, и даже с запуском издания «Украинская кривда», но мы-то с вами знаем, что в этом случае он ни при чем).
Теперь же, когда в политтехнологиях мы разобрались, время поговорить о намного более красивой работе Петрова в медиа. Я уже упоминала о том, что именно ему принадлежит авторство проекта «Дурнев+1», который сперва шел только в интернете, а затем перебрался на телеканал ТЕТ во времена его расцвета. Кроме того, в 2011 году компания Вовы Lumpeny production купила 50% онлайн-таблоида ragu.li, подписавшись на инвестиции в развитие проекта. С тех пор ресурс не только не закрылся, но и стал популярнее, а его создательница Татьяна Микитенко вошла в структуры Петрова, так что предлагаю считать сделку удачной для обеих сторон.
Когда сотрудничество Lumpeny production с ТЕТ прекратилось, проекты компании нашли пристанище на канале «НЛО ТВ», а сам Владимир не остановился на достигнутом и начал создавать и развивать не просто интересные, но и полезные ресурсы. Один из них - сайт «Калча», где много и подробно рассказывается об украинской (и не только) культуре. Также летом 2014 года Петров открыл собственную студию 271 studio, которую я вам тогда подробно описывала и показывала. Кроме того, не будем забывать, что из-под крыла Владимира вышло немало талантливых медийщиков. Кроме Дурнева и Барабошко, в их число входят сестры Шиловы - ведущая Даша Ши и продюсер Наталья Денисенко, подарившие украинцам немало счастливых часов у телевизора.
Сам Петров, кстати, тоже однажды почти стал известным телеведущим, правда, не в рамках своего продакшена. Слухи о тревел-шоу «Опасные гастроли», где Вова должен был стать ведущим вместе с Жанной Бадоевой, начали ходить еще в 2014-м, однако до эфира, причем не украинского, а российского - на канале «Пятница!» - оно добралось лишь в 2016-м. К сожалению, в итоге зрителям показали лишь часть первого сезона, а потом проект закрыли по неизвестным причинам. Мои попытки выяснить их у продюсера и автора «Опасных гастролей» Томы Тевзадзе тоже закончились ничем.
На память о карьере Петрова-ведущего остался лишь проморолик проекта
И совместные селфи Петрова и Бадоевой
Теперь, когда у вас имеется полная картина достижений Владимира, перейдем к выводам. В сухом остатке у нас есть талантливый продюсер, который занимается интересными медийными проектами, но параллельно пускается во все тяжкие и наверняка зарабатывает неплохие деньги на том, что участвует в политических игрищах. Можно было бы, конечно, обвинить Петрова во всех возможных грехах по этому поводу, однако я бы не спешила с выводами и не была бы слишком категоричной. Во-первых, вся деятельность Владимира говорит о том, что он не придумывает методы, а лишь пользуется тем, что в политике у нас полный бардак, и было бы даже глупо не попытаться откусить часть пирога, который все эти годы пилят все, кому не лень. Во-вторых, большую часть своей деятельности Петров от народа не скрывает и даже объясняет. Например, комментируя нелюбовь к отдельным представителям украинской журналистики, еще в 2010 году он заявлял, что появилась она не на пустом месте, а из-за продажности этих самых представителей. В конце концов, на эту часть известности Вовы можно смотреть под той же призмой, из-за которой волков называют санитарами леса: если бы не грязные политтехнологии Петрова, неизвестно, выработало бы наше общество против них имеющийся на сегодняшний день иммунитет, или нет.
Конечно, я его ни в коем случае не оправдываю: методы Владимира (и примкнувшего к нему Александра Барабошко) вряд ли могут понравится здравомыслящим людям. Но не стоит забывать, что они - всего лишь исполнители, а заказчиками регулярно выступают люди, которые из раза в раз оказываются в избирательных бюллетенях, и, что хуже, в различных органах власти. Так что в следующий раз, перед тем, как писать или говорить о нелюбви к политтехнологу, вспомните и о тех, на кого он работает.
Что касается свежих новостей по нынешнему делу, то можете больше не переживать за Барабошко: сегодня за него внесли 3 млн грн залога, собранные, как ни странно, с помощью пожертвований в соцсетях. Ну а вопросы, каким образом Петрову удалось отделаться домашним арестом, и что будет дальше, пока остаются открытыми.
Рекомендовано к прочтению