Нацсовет отказался от скандальных проверок "5 канала", "Прямого" и ZIK, чтобы "не принимать участие в дурдоме"
На сегодняшнем заседании Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания меня не покидало стойкое ощущение дежавю. Сначала члены регулятора переругались из-за радиоконкурса под Общественное, проведения которого снова требовал Олег Черныш, затем на повышенных тонах говорили о внеплановых проверках четырех телеканалов, три из которых уже обсуждались две недели назад - ни аргументы «за», ни «против» с тех пор не изменились.
Если коротко, то во время обсуждения повестки дня член Нацсовета Уляна Фещук предложили исключить из последней проекты решений о внеплановых проверках «5 канала» (ООО «ТРК «НБМ»), «Прямого» (ООО «Телеканал «Прямий») и Z ZIK (ООО «ТРК «Нові комунікації»). Их предлагалось провести на основании заявлений кандидата в президенты Юлии Тимошенко о диффамации в эфире вещателей. А также проект решения о внеплановой проверке канала 1+1 International (ООО «ТРК «Студія 1+1»), также касающегося диффамации, но уже без участия кандидата в президенты.
В случае последнего факт диффамации в эфире против гражданина Левицкого установил суд, но телеканал не разместил опровержения, что и заставило пострадавшего пожаловаться в Нацсовет. По мнению Ульяны Фещук, Левицкий должен был обратиться в исполнительную службу, которая обязала бы телерадиоорганизацию выполнить решение суда. Только в противном случае Нацсовет мог бы применить к ТРО санкцию - за невыполнение решения. Нет обращения в службу - нет достаточных оснований для проведения внеплановой проверки и в целом рассмотрения этого вопроса. Кстати, регулятор уже отвечал на жалобу господина Левицкого, как раз-таки советуя ему обратиться в исполнительную службу. С тем, что проект решения стоит исключить из повестки дня, в итоге согласились 6 членов Нацсовета (кроме Сергея Костинского), хоть и с разной аргументацией.
Что ж до «Пятого», «Прямого» и ZIK, то рассматривать эти проекты решений, по мнению Фещук, не было смысла из-за двух моментов. Первый - коллизия в законе касательно «опровержения» и «права на ответ» (собственно, это члены Нацсовета почти полтора часа обсуждали на заседании 14 марта). Второй: Нацсовет имеет право применять санкции только в случае нарушения телеканалами Закона «О телевидении и радиовещании» - в случае нарушения Закона «О выборах» у регулятора нет оснований наказывать ТРО.
Олег Черныш напомнил коллегам, что статья 64 Закона «О выборах» обязывает телекомпании предоставлять кандидатам в президенты, о которых была распространена недостоверная информация, право на опровержение и не требует решения суда. Признав, что результаты проверки, если она будет проведена, Нацсовет сможет лишь принять к сведению, Олег Николаевич все же предложил пройти эту процедуру, чтобы понять недостатки в законодательстве (ровно то же две недели назад предлагала Ольга Герасимьюк). Ульяна Фещук ответила: «Чтобы понять недостатки закона, мне не нужно идти на абсолютно бестолковую проверку, результаты которой мы потом будем принимать к сведению».
Сергей Костинский отметил, что в случае с претензиями Юлии Тимошенко к телеканалам недостоверность информации не была доказана судом. И странно, что кандидат и ее адвокаты обратились в Нацсовет, а не в суд, как это сделал например, еще один кандидат Петр Порошенко. Ну а в случае с Плюсами, по его мнению, стоило бы провести проверку из-за подтвержденного судом распространения необъективной информации, а требовать от канала опровержения или нет - уже дело гражданина, а не Нацсовета.
Точку в обсуждении традиционно поставил глава Нацсовета Юрий Артеменко, подчеркнувший, что нарушений масса и у других вещателей (впрочем, как справедливо дополнила Герасимьюк, жалобы в регулятор - в количестве аж 107 - подала только одна кандидатка). А проводить проверки, которые ничего не дадут, смысла нет: «Получится дурдом, а я не хочу принимать участие в дурдоме».
За исключение трех проектов решений из повестки дня проголосовали шестеро членов Нацсовета (Олег Черныш - против).
Нет проверок - нет скандалов и взаимных обвинений в политизации работы и политическом давлении. Впрочем, связанные с законодательством вопросы, всплывшие из-за жалоб Тимошенко, так и остались нерешенными, и к их детальному разбору мы с вами как-нибудь еще вернемся.
Рекомендовано к прочтению