Кто боится майской "Молодости"? Что будет с главным киевским кинофестивалем дальше
Сейчас холодный киевский октябрь наверняка сочинает кинофестивалю «Молодость» плохие стихи, вроде «ранняя осень, ты меня бросил». И ни разу не грешит против истины. Как вы уже слышали, в этом году Киевский международный кинофестиваль «Молодость» в последний раз пройдет в октябре, после чего сделает холодной поре года ручкой и переедет в вечный май.
Казалось бы - отличные новости, проводить фестиваль кино и молодости в день Киева, когда, по словам представителей КГГА, «цветет сирень». Кому, кроме аллергиков, может не нравиться такое решение? А вот нашлись верные поклонники «Молодости», которых переезд не устроил. О том, почему вокруг фестиваля возник конфликт, и что себе думают обе стороны, я попыталась выяснить, и сейчас расскажу вам.
Начнем с главного. Вчера в «Укринформе» прошла пресс-конференция, на которой новый генпродюсер фестиваля Иванна Дядюра, бессменный его глава Андрей Халпахчи, глава Госкино Филипп Ильенко и представитель горадминистрации Диана Попова рассказали о причинах переезда «Молодости» и о том, что же за «отросток» пройдет с 21 по 22 октября.
«Молодость. Пролог» откроется в Национальной опере Украины фильмом «Мир вашему дому!» Владимира Лерта. Этот показ станет украинской премьерой картины, которая сразу после этого выйдет в широкий прокат (усилими дистрибутора B&H).
По словам Андрея Халпахчи, именно этот фильм вызвал у него «чувство, что нестыдно открывать украинским фильмом фестиваль» - признаюсь, тезис звучит странно из уст эксперта питчинговой комиссии Госкино. То есть за все остальные фильмы, которые фигурировали на питчингах и которые поддержал Андрей Яковлевич, ему теперь стыдно? Обещаю этот вопрос прояснить при случае.
Кстати, другой украинский фильм (правда, снятый в копродукции со Словакией) - мегауспешную «Межу» - в программу октябрьского пролога тоже включили. Халпахчи объяснил это тем, что фестиваль «Молодость» займется таким образом промоцией украинского кино. Похвально.
Кроме того, в рамках октябрьского «Пролога» пройдет и национальный короткометражный конкурс. В жюри национального конкурса уже пригласили Виланда Шпека, основателя программы «Панорама» Берлинале, и швейцарского продюсера Ивана Мадео. В два дня собираются вместить и индустриальную секцию фестиваля, то есть традиционный питчинг Boat Meeting. Экспертами на питчинге станут Филипп Ильенко, глава Департамента кино Швейцарии Иво Куммер и продюсер из Франции Илан Жирар. Питчинг поддержит компания Star Media, поэтому в жюри будет работать ее представитель. Победа в питчинге, кстати, принесет авторам сертификат на услуги по постпродакшену от Star Media.
Но первым слово - Андрею Халпахчи.
- О том, чтобы перенести фестиваль на новые даты, в данном случае - 27 мая-3 июня, мы начали говорить очень давно. Поначалу я был категорически против, но чем дольше над этим думал, тем больше убеждался, что это правильное решение. С переездом мы определились уже более года назад, но почти 12 месяцев понадобилось, чтобы согласовать это с FIAPF.
Как вы знаете, «Молодость» существует в статусе международного фестиваля (то есть аккредитирована FIAPF) уже 27 лет. Правила ассоциации обязывают нас согласовать перенос дат со всеми фестивалями-членами ассоциации. Вот этот процесс согласования и занял более года.
- Кроме того, о переносе дат нас просил город. Для Киева международный кинофестиваль такого уровня - это важное событие, и для промо города весенне-летний период подходит намного больше. Это позволит нам задействовать новые локации и открытые площадки, совсем иначе использовать инфраструктуру города.
- Кроме того, я рад, что фестиваль начал отображать важные процессы, которые происходят в украинском кинематографе. Мы планируем показывать все больше украинского кино, о чем свидетельствует хотя бы октябрьский «Пролог», в рамках которого мы покажем сразу две украинские премьеры.
Согласился с Андреем Халпахчи и глава Госкино Филипп Ильенко:
- Между прочим, это повысит конкуренцию между национальными конкурсами Киевского и Одесского международных кинофестивалей. Подобное невозможно было себе представить еще несколько лет назад, но украинская киноиндустрия уже к этому готова, и снимает достаточно украинских фильмов в год, чтобы заполнить сразу два конкурса полного метра. О коротком я вообще молчу.
Госкино будет поддерживать «Молодость» в новые даты проведения. Это не первый фестиваль, который существенно меняет даты, и Канны, и Берлин меняли, так что таким способом «Молодость», можно сказать, подтверждает свой статус международного фестиваля.
В любом случае все уже сделано, даты фестиваля перенесены, и надо развиваться дальше. Конец октября-начало ноября в Киеве отпугивает от фестиваля даже меня, в прошлом году мне казалось, что мы с Андреем Яковичем утонем под дождем на красной дорожке.
- Меня удивляет критика в адрес такого решения, - продолжил Ильенко. - Я считаю, что это хорошая новость. Конечно, будет определенный переходный период, который надо просто проработать, чтобы у всех «Молодость» ассоциировалась с маем.
Киевский международный кинофестиваль «Молодость» нас [Госкино] интересует в первую очередь нацконкурсом и индустриальным событием. В последний раз фестиваль открывался украинским фильмом больше 10 лет назад, так что за увеличение присутствия украинского кино на фестивале мы уже боремся. В том числе и финансово - сумма государственной поддержки кинофестиваля вырастет. Мы будем лоббировать внесение соответствующих статей расходов в госбюджет.
Кстати, о финансах. Поддерживает фестиваль не только госбюджет через Минкульт и распорядителя денег Госкино - соответствующая статья расходов вырастет и в бюджете города, что заявил мэр, подписав Меморандум о сотрудничестве с кинофестивалем, и еще раз подтвердила на пресс-конференции замглавы по вопросам культуры Диана Попова.
- Мэрия берет «Молодость» под крыло с радостью. Хотим, чтобы фестиваль получил свой дом, а именно - кинотеатр «Киевская Русь», в котором самый большой экран Украины и третий по величине киноэкран в Европе. Городская администрация будет работать в этом направлении.
- Кроме того, - добавила генпродюсер «Молодости» Иванна Дядюра, - нам нужно показать Киев с самой выгодной стороны как отличную кинематографическую локацию. Поверьте мне как производственнику - копродукция для нас для всех очень важна, и если можно представить Киев иностранным партнерам как отличную локацию для съемок, глупо этим не воспользоваться.
Сразу после брифинга, и немного за кулисами у кинообщественности возник ряд вопросов к переезду. Я попыталась в них разобраться (и в озвученых, и в том, о чем умолчали), систематизировать эти вопросы с обеих сторон и попытаться решить противостояние миром. Так как крики «всепропало!» мне, взрослой женщине, уже не к лицу.
1) Главная проблема кинофестиваля «Молодость» заключалась не в осенних датах, а в бессмысленной и беспощадной организации, а организаторы не изменились. Подозреваю, что это не тайна ни для кого, кто хотя бы раз посещал «Молодость», а уж для самих организаторов - так точно. Впрочем, тут ответ простой - внимательно следить за тем, что будет делать команда Иванны Дядюры - и будет ли это новая команда. Собственно, об этом у меня в ближайшее время выйдет подробное интервью с генпродюсером фестиваля.
2) Киевский международный кинофестиваль «Молодость» переедет уж слишком близко к Каннам. Проблем в этом усмотрели сразу несколько: во-первых, мол, на кинофестиваль после Канн никто не приедет (кроме лузеров), во-вторых, фестиваль лишается Каннских премьер, в-третьих, все журналисты будут уставшими и не успеют отписать материалы из Канн. Но я думаю вот что: привезти интересных спикеров из Канн в Киев проще, чем из Голливуда или Шанхая, а о том, какие фильмы попадут в Каннскую программу кто-кто, а уж организаторы фестиваля знают заранее, не говоря о том, что в октябре на «Молодости» уже много лет так называемых «Каннских премьер» было по чайной ложке. А еще думаю, что, например, Берлинале живет же как-то без Каннских преьмер, и не сильно переживает по этому поводу. Ну и, наконец, подумалось мне, что редкий киножурналист долетит до середины Альп, и те немногие, кто долетают, конечно же, могут себе позволить всякое. А вот для менее редких журналистов тот факт, что аккредитация на кинофестиваль «Молодость» наконец-то снова станет бесплатной (в отличие от предыдущих нескольких лет, когда журналистов вынуждали платить за честь писать о мероприятии), как-то более знаковый.
3) Фестиваль «Молодость» - все же студенческий. А студенты в конце мая-начале июня будут заняты сессией. И все те, кому нужно ходить на все сеансы, как на пары, то есть учащиеся кинофакультетов, будут снимать свои курсовые и дипломные работы. И это действительно накладочка. Надеюсь, организаторы фестиваля придумают, как договориться с кинофакультетами, создать кураторскую спецпрограмму или привлечь их к фестивалю, чтобы студенты успели и рыбку съесть, и сессию сдать.
Но я занималась не только опросами общественного мнения - довелось мне пообщаться и с Дианой Поповой о политике Киевской городской администрации в отношении кинофестиваля и не только.
- Диана, ровно год назад КГГА и киноиндустрия заявили о начале работы по созданию Кинокомиссии.
- Работа ведется. Это вопрос больше экономический, чем культурный, и за него в КГГА отвечаю не я, а мой коллега из Департамента туризма Антон Тараненко. Впрочем, могу сказать, что это процесс непростой, неповоротливый, но существенная часть работ по реализации проекта уже сделана.
- Правильно ли я понимаю, что в Киевском бюджете увеличится статья расходов на кинофестиваль «Молодость»? На сколько?
- Правильно. Начиная со следующего года у города - новый виток, новый качественно этап отношений с кинофестивалем «Молодость». Вы знаете, были периоды, когда эти отношения были напряженными. Сейчас ситуация изменилась: сложности в прошлом, команда усилилась, кинофестиваль важен для Киева и готов меняться. Это важно, что фестиваль меняется, и команда готова к этому, потому что изменилось и все вокруг, в том числе - Киев.
На сколько именно увеличится статья расходов на «Молодость» в Киевском бюджете, мы сможем сказать вам в конце года, когда финализируется бюджетный процесс. Мы работаем с депутатами, но насколько они нас услышат - узнаем только после того, как они проголосуют.
- В свое время «Молодость» перестала проводить открытия фестиваля в Опере - по разным причинам. То, что нынешнее открытие пройдет там - инициатива города?
- Нет, но город поддерживает «Молодость», в том числе и в том, чтобы использовать такие локации.
- Фестиваль - это всегда сложный инфраструктурный, транспортный и туристический проект. Как с этим справится Киев?
- Киев меняется, надеюсь, вы видите, насколько. Мы провели «Евровидение», у нас появился опыт настолько масштабных мероприятий. Мы сами лучше понимаем, что нужно, чтобы провести событие такого уровня.
Плюс, инфраструктура Киева прекрасно подходит для кинофестиваля. Например, расстояние между «Киевской Русью» и кинотеатром «Жовтень» более чем удобное, пустить спецтранспорт на Подол - не вижу в этом проблемы. Контрактовая площадь скоро совсем изменится, и сделать там площадку под открытым небом, задействовать Гостинный двор - это все обсуждается.
В мае будет проходить финал Лиги Чемпионов, и количество туристов в Киеве будет кратно превышать то, что было во время «Евровидения». На следующий день после финала откроется «Молодость», которая привлечет совсем другую туристическую аудиторию. Все службы города будут работать, чтобы максимально хорошо их встретить. Мы хотим, чтобы кинофестиваль «Молодость» стал все же Киевским международным кинофестивалем «Молодость», с акцентом на слово Киевский.
Теперь вы услышали аргументы всех сторон (а, возможно, у вас есть свои). Так как обе стороны желают «Молодости» успеха и процветания, предлагаю использовать мой сайт в качестве дискуссионной площадки. Если у вас есть что сказать по этому поводу - пишите, обсудим.
Рекомендовано к прочтению