10.04.2018 11:44

Кодирование спутникового сигнала телеканалов: кто заплатит за тюнеры, и почему дуополия их импортеров неизбежна

Кодирование спутникового сигнала телеканалов: кто заплатит за тюнеры, и почему дуополия их импортеров неизбежна

Надеюсь, вы хорошенько отдохнули во время длинных выходных и уже настроились на рабочий лад – хочу поговорить о немаловажном нюансе эпопеи с кодированием спутникового сигнала украинских телеканалов. Две недели назад «1+1 медиа» сообщила, что первой из четырех телегрупп подписала соглашение о поставке телетюнеров, необходимых для приема кодированного сигнала. Дистрибуторами выступили две компании – «Ромсат» и «Стронг», в биографии которых есть «темные пямтна»: с 2011-го по 2014-й они были также единственными дистрибуторами тюнеров эфирного цифрового телевидения. Большинство телетюнеров, которыми сегодня пользуются зрители бесплатного «спутника», не совместимы с технологией операторов платного «спутника», а потому всем абонентам со старыми тюнерами понадобится приобрести новый. А чтобы приборы попали на рынок, телегруппы вели переговоры с их вендорами, пообещав проплатить задаток.

Предлагаю разобраться, почему в результате соглашение подписала только одна из телегрупп, и что это значит для простого потребителя и рынка в целом.

Напомню, «1+1 медиа», StarLightMedia, группа «Интер» и «Медиа группа Украина» не позднее ноября этого года планируют закодировать спутниковый сигнал 22 своих телеканалов, мотивируя это обещаниями, данными в декабре 2016-го провайдерам кабельного телевидения. Кодирование спутникового сигнала стало компромиссом в переговорах о дальнейшем росте стоимости каналов телегрупп. Таким образом, в ноябре абонентам бесплатного спутникового телевидения придется выбирать – оставить все как есть, получив ограниченный выбор малорейтинговых украинских телеканалов и ряд российских вещателей, или перейти на платный «спутник», эфирную «цифру», кабельное или интернет-телевидение. Тот, кто выберет платный «спутник», будет вынужден сменить тюнер и подключиться к одному из двух операторов спутникового ТВ – Viasat (принадлежит группе «1+1 медиа») или Xtra TV (входит в «Медиа Группу Украина»). Другого варианта у зрителей со спутниковой тарелкой не будет, поскольку кардшаринг в этом случае не сработает: телегруппы закодируют сигнал одной из самых мощных систем кодировок (систем условного доступа, СУД) – Verimatrix.

Чтобы обеспечить рынок тюнерами, телегруппы провели переговоры об их поставке с игроками рынка, договорившись только с двумя компаниями – Strong и «Ромсат». Первая обещает тюнеры китайской компании Skyworth, занимающей третье место в мире по объемам производства этих приборов. Тюнеры, которые будет импортировать «Ромсат», производит китайская компания Skardin. «Тюнеры производятся в Китае, но это качественная техника, - объясняет директор по стратегическому развитию группы StarLightMedia Федор Гречанинов. - Эти тюнеры – наиболее доступные из тех, что обеспечивают такой уровень защиты. Это безкарточное решение, и мы не знаем ни одного случая пиратства, связанного с ним. Развитие рынка платного телевидения – мировая тенденция, а для украинского коммерческого телевидения это еще и вопрос выживания, и стратегический для страны вопрос производства качественных, любимых зрителями программ».

Кодирование спутникового сигнала телеканалов: кто заплатит за тюнеры, и почему дуополия их импортеров неизбежна

Одну из моделей тюнеров Skardin (впрочем, устаревшую) можно найти в списке ресиверов, поддерживающих шаринг. Найти в подобных списках тюнеры компании Skyworth мне не удалось

Новые спутниковые тюнеры появятся в розничных сетях Украины уже этим летом (скорее всего, в июле) «в количестве, необходимом для удовлетворения спроса абонентов спутникового приема». Директор по вопросам платного ТВ группы «1+1 медиа» Ярослав Пахольчук уточняет, что речь идет об 1 млн тюнеров стоимостью $25: «Мы ожидаем, что из 4 млн абонентов бесплатного спутникового ТВ, существующих сегодня, 1 млн останется на спутнике (перейдет на платную модель, - МН). Сет-топ-бокс стоит $25, то есть объем инвестиций составит $25 млн. Именно такой объем средств нужно привлекать, это немалая сумма. Мы не должны поставить в Украину все сет-топ-боксы одномоментно. Но период, в течение которого они должны наполнить весь рынок, довольно короткий – 6 месяцев. Гарантией является контракт с медиагруппами, которые частично профинансируют первый этап ввоза приставок». Каким будет объем первой партии, Пахольчук не уточнил.

О деталях соглашения с импортерами говорит Федор Гречанинов: телегруппы готовы заплатить половину задатка первой партии. Если Плюсы уже проплатили, то SLM это сделает в ближайшее время: «Мы находимся на завершающей стадии переговоров с теми же поставщиками оборудования. Большую часть финансирования производства взяли на себя «Ромсат» и «Стронг». Телеканалы заплатят за пилотный образец, который дал возможность убедиться в качестве, и внесут примерно 50% инвестиций в первую партию тюнеров. Это делается в подтверждение серьезности намерения закодировать сигнал в этом году. Это решение уже не раз принималось, объявлялось и откладывалось, поэтому импортеры хотят быть уверенными, что на этот раз оно будет воплощено в жизнь. Так как сет-топ-боксы специфицируются специально для украинского рынка, для спутникового типа приема сигналов, импортерам нужно знать, что они не останутся с партией «железа», которое невозможно использовать как-то еще. Договоренность в том, что к моменту кодировки розница будет насыщена сет-топ-боксами для декодирования сигнала и будет налажена продажа в онлайне». Количестве тюнеров в первой партии Гречанинов также не уточняет.

«Тюнеры завозятся «в белую», - продолжает Гречанинов. - Нужно понимать, что только налоги и маржа розницы добавят к цене около 50%. Мы делаем все, чтобы розничная цена приборов была около 900 грн. Договорились с импортерами о том, что их маржа здесь будет ниже, чем в среднем по рынку». Но если в производстве тюнеры стоят $25, то с наценкой 50% их стоимость составит $37,5, а это уже 1 тыс. грн по актуальному курсу.

В «Медиа Группе Украина» просят не экстраполировать слова Пахольчука и Гречанинова о тюнерах на все телегруппы, поскольку на рынке нет единого мнения: «Пока наша позиция следующая: «Медиа Группа Украина» выступает за кодировку спутникового сигнала, занимаемся анализом и подготовкой процесса. Пока мы не видим необходимости делать какие-либо публичные заявления, поскольку конкретная дата кодировки неизвестна. Любые заявления наших коллег - это позиция отдельных медиагрупп, но не консолидированная позиция рынка», - рассказали мне в МГУ, чем дали понять, что группа пока не готова платить импортерам за тюнеры. Дело в том, что со спутниковым кодированием телегрупп МГУ придется поменять модель работы Xtra TV с карточного решения на безкарточное. На практике это значит, что телегруппе придется за свои средства поменять тюнеры абонентам Xtra TV, которых, по разным данным, - около 50-80 тысяч. Если стоимость тюнера составит 900 грн, получится вынужденная инвестиция в 45-72 млн грн, что соответствует $2-3 млн.

Источник в одной из телегрупп уверяет, что первая партия спутниковых тюнеров составит 100 тысяч единиц (распределение по импортерам источник не указывает). При стоимости прибора $25 телегруппам нужно выложить половину общей суммы – $1,25 млн или 33 млн грн. Эту сумму телегруппы якобы поровну разделили на четырех. Но поскольку порядок сумм – десятки миллионов гривен, а выгоду получают только Плюсы и МГУ как собственники спутниковых операторов (а по факту только Плюсы), и учитывая неопределенность «Медиа Группе Украина» в вопросе карточного решения для Xtra TV, становится понятно, почему задаток внесла только «1+1 медиа».

Получить комментарии группы «Интер» мне не удалось. Официальная причина молчания – Нацсовет пока не переоформил спутниковые лицензии восьми телеканалов группы, несмотря на то, что заявление было подано еще в январе. В холдинге надеются, что регулятор позволит прописать кодированный спутниковый сигнал на заседании 12 апреля. До этого момента группе не стоит спешить с последующими действиями.

Вынужденная дуополия поставщиков тюнеров

Компании «Ромсат» и Strong − крупнейшие в Украине импортеры и производители спутникового приемного оборудования. Первая принадлежит Виктору Мазуру – собственнику группы компаний «Ланет», третьего кабельного провайдера страны. Вторая позиционирует себя как дочерняя фирма международной австро-китайской компании STRONG International. Украинское юрлицо компании (ООО «Стронг Юкрейн») принадлежит офшору «Стронг Интернешенел лимитед» с БВО (99%) и директору компании Андрею Жолдакову (1%). В госреестре фигурирут два бенефициара – Зухаир Дебс Халид (Вена, Австрия) и Стефэн Вонг Ванг Сэнг (Гонконг, Китай).

В 2011-м, когда компания «Зеонбуд» добилась кодирования своего сигнала (используя кодировку голландской компании Irdeto), «Ромсат» и Strong получили право продавать тюнеры для эфирного цифрового телевидения, и продавали их по завышенной цене: $60 при обещанных $45 (по актуальному на то время курсу). Позже компании освоили государственный тендер на 450 млн грн по закупке тюнеров Т2 для малоимущих. Монополию удалось разрушить только в 2014 году, когда Нацсовет отменил кодировку сигнала «Зеонбуда». Почему же теперь телегруппы выбрали для сотрудничества именно эти две компании?

Прошлой осенью Ярослав Пахольчук говорил, что монополии или дуополии производителей и дистрибуторов тюнеров не допустит. Сегодня же он объясняет ситуацию следующим образом: «Переговоры были проведены со многими импортерами спутникового приемного оборудования в Украине. В тендере приняли участие 6 компаний, но только «Ромсат» и «Стронг» были готовы за короткий срок взяться за такой объем поставок. Они являются крупнейшими импортерами и производителями спутникового приемного оборудования. Поэтому подписание договора с двумя компаниями в данной ситуации – не дуополия на рынке, а результат отсутствия готовности других импортеров в соответствии с существующими условиями взять на себя обязанность поставить потребителям сет-топ-боксы с гарантированно оптимальным предложением в соотношении цены и качества».

Гречанинов же просит не сравнивать историю с телетюнерами эфирной «цифры» со спутниковыми тюнерами: «Что касается эфирной «цифры», мы не имели никакого отношения к тюнерам, их цене, тендеру. Заказчиком выступала совсем другая компания, к которой и у телегрупп были вопросы, – «Зеонбуд». Эта компания приняла решение о кодировке. Поэтому (а также потому, что «Ромсат» и «Стронг» растомаживают «по-белому») цена на тюнеры была высокой. Нужно понимать, что каждый год стоимость сет-топ-бокса для Т2 падает примерно на 10%. То, что сейчас они продаются дешевле – следствие этого процесса. И того, что они идут без кодировки».

Все мои попытки получить комментарий дистрибуторов спутниковых тюнеров оказались неудачными. Как известно, на рынке работает около 10 таких компаний: OpenBox, World Vision, U2C, Galaxy Innovations, GoldStar, Roks, Q-sat и др. Несколько участников рынка удивляются цене ресивера в $25, называя ее почти нереальной: «Если подсчитать по отдельности стоимость запчастей, материнской платы, получится больше $25», - говорит один из моих собеседников.

Второй собеседник указывает на то, что объективно никто из импортеров не хотел вкладывать деньги в тюнеры, поскольку так можно прогореть, учитывая, что сроки спутникового кодирования сигнала не единожды смещались. Кроме того, импортеры должны обзавестись лицензией Verimatrix – это отчисления $1-2 с каждого тюнера. Не каждый может получить эту лицензию.

Как быть с украинскими телеканалами в открытом доступе

В своем пресс-релизе о тюнерах «1+1 медиа» успокоила украинские телеканалы, которые не собираются кодировать свой спутниковый сигнал: у сет-топ-боксов будет возможность принимать все некодированные спутниковые телеканалы. Хотя ранее Пахольчук уверял, что телегруппы найдут возможность заблокировать доступ к российским телеканалам, что и насторожило ряд украинских вещателей, не намеренных кодировать свой сигнал. Впрочем, спутниковые операторы Viasat или Хtra ТV обязаны блокировать доступные российские телеканалы по определению: поскольку у обеих компаний украинские провайдерские лицензии, наличие российских телеканалов в их пакетах чревато большими проблемами.

Пока что опасения по поводу кодирования своего сигнала телегруппами публично озвучили только телеканалы «Еспресо» и «Солнце». И последний можно понять: если позиция телегрупп касательно новостных телеканалов и общественных вещателей понятна (они выступают за то, чтобы их сигнал был открытым), то что должны делать развлекательные украинские спутниковые каналы, не собирающиеся кодироваться, телегруппы пока не придумали.

Надеюсь, несколько важных нюансов, касающихся спутникового кодирования каналов телегрупп, мне удалось прояснить. А теперь принимаю ставки: как думаете, смогут ли телегруппы окончательно договориться во всем пунктам или традиционно переругаются?

Источник

От первого эфира в Харькове до общественного вещания. Работники радио, телевидения и связи отмечают профессиональный праздник На Техас обрушился ураган "Харви": объявлено стихийное бедствие Терминалы по продаже билетов в метро стали принимать 10-гривневые купюры В столкновении Opel и Lexus пострадал пассажир одного из авто В центре Харькова легковушка влетела под Газель

Лента новостей