24.05.2019 13:44

КАННЫ. КИНО ПРОТИВ ДЛИННЫХ НОЖЕЙ

КАННЫ. КИНО ПРОТИВ ДЛИННЫХ НОЖЕЙ

Квентин Тарантино в Каннах - фигура номенклатурная. Вскормленный фестивалем еще в самом начале 1990-х (когда здесь показали вне конкурса его «Бешеных псов»), в середине десятилетия он получил в Каннах «золото» за свое «Криминальное чтиво», переломившее линейную историю кино фактически на «до» и «после». С тех пор минуло четверть века и вот, к 25-летней годовщине того триумфа и спустя десять лет после показанных здесь же «Бесславных ублюдков», он вернулся. Киноман до мозга костей, всю жизнь цитировавший чужое кино, ловко смешивая спагетти-вестерны и, скажем, «Пираньи 5», Тарантино впервые снимает фильм про изнанку не столько Голливуда, сколько самого кино.

В ночь на 9 августа 1969 года члены секты Чарльза Мэнсона зверски убили актрису Шерон Тэйт и троих ее гостей. Жена Романа Полански Тэйт была на последнем месяце беременности. Ее убийство, как и Вьетнам, отрезвили американское общество, положив конец затянувшемуся в США лету любви – эпохе беззаботной и восторженной.

Но не про это новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». Хотя там фигурируют и Шерон Тэйт, и Роман Полански - страшно популярный тогда в автор супер-страшного «Ребенка Розмари», и Стив МакКуин, и даже Брюс Ли. Он про кино. Это кино про кино. Используя все кубики собственного стиля, Тарантино изливает здесь всю свою нежность к кинематографу, свято верит в его мощь и способность менять не только мир, но и саму его историю. И тут нужно стопнуться, чтобы не разболтать больше. Поскольку сам автор, сначала в твитере, а потом и через организаторов каннского фестиваля, просил не разбалтывать сюжет, а особенно его финал. Для чего перед показами на сцену выходил специально обученный и зачитывал просьбу автора. Вообще премьера «Однажды в Голливуде» сопровождалась небывалой давкой, какой автор этих строк не припомнит за последние лет восемь: билетов на красную дорожку было не достать, сотни людей толкались на Круазетт с табличкам, вроде «Подайте пригласительный на Тарантино», а два пресс-показа едва не закончились майданом. Я сам отстоял три часа в очереди, так и не попав в первый зал. Контролеров, которые открывали турникеты, встречали аплодисментами и свистом. Счастливчики (а людей пускали по десять человек, чтобы не смести ограждение), вбегали в зал под свист и улюлюкания остальных. И даже прохожие наблюдавли за этим как за специальным перформансом.

Сюжет «Однажды в Голливуде» вертится вокруг приключений двух закадычных друзей – гаснущей звезды телевизионных вестернов Рика Далтона (Ди Каприо) и его друга, дублера и охранника Клиффа Бута (Питт). Оба персонажа, как водится, выдуманы, хотя в герое Дикаприо проглядывает фигура Берта Рейнольдса. Мечтая о настоящих ролях, и чтобы с шекспировской страстью, Далтон тащится на встречу с ушлым продюсером Марвином Шварцем (Аль Пачино), который советует обратить внимание на снимающиеся в Италии спагетти-вестерны. Далтон раздосадован. С трудом выговаривает имя Серджио Корбуччи и рыдает на плече у весельчака Клиффа – бывшего ветерана, который, по слухам, убил жену и теперь живет с верным питбулем в трейлере. Но в Италию, конечно, летит. Здесь явный намек на карьеру Клинта Иствуда, пришедшего в большой Голливуд через Старый свет, из низкого жанра спагетти-вестернов, который в конце 1960-х превратился в модный тренд. Из Рима друзья возвращаются с чемоданами славы, а Далтон еще и с молодой итальянской женой.

Он селится в доме на Сьело Драйв в Бенедикт-Кэньон, по соседству с модным режиссером «Ребенка Розмари» и его беременной женой Шерон Тэйт, погружаясь в безудержное веселье, голливудский вертеп с бассейнами и наркотиками.

А дальше случается роковая ночь 9 августа 1969 года. Но здесь вмешивается сам Квентин Тарантино… И вот про это он просил не рассказывать.

«Однажды в Голливуде» - это про спасительную силу бульварного кино, которое сам Тарантино и канонизировал. Про второразрядные фильмы категории В и С, которые вскормили высокое искусство Нового Голливуда. Именно этот кино-мусор, по Тарантино, и есть соль кино-земли. Ведь после его «Бешеных псов» и «Криминального чтива» вдруг выяснилось, что «Пираньи 4» и «Мастер Кунг-фу 11» - точной такой же факт и культурная ценность кинематографа, как, допустим, «Осенняя соната» Бергмана.

Вегетарианское по градусу насилия и очень сентиментальное (автор ведь на шестом десятке) «Однажды в Голливуде» - задорное и наглое кино с кучей самоповторов и страшным желанием понравиться. С другой стороны, за это мы Тарантино и любим.

Душа молодого Тарантино поселилась, очевидно, в режиссере Роберте Эггерсоне. Он, конечно, не наследует стиль автора «Криминального чтива», но буйствует как тот в лучшие времена. Его фильм «Маяк» - лучший номер программы «Двухнедельник режиссеров», снятый на черно-белую пленку гиньоль про двух смотрителей маяка на маленьком острове посреди бушующего океана: косматый начальник (лучшая за много лет роль Уиллема Дефо) изводит своего стажера (Роберт Паттинсон) ночными попойками и запретами подниматься к святая святых маяка – огромной светящейся колбе фонаря. Эта герметичная история на двоих – дикая галлюцинация с отсылами к фильмам Жене и Каро, украинской моделью Валерией Караман в крошечной роли и чайками, в которых селятся души погибших мореходов.

КАННЫ. КИНО ПРОТИВ ДЛИННЫХ НОЖЕЙ

На землю, буквально, возвращает драма нашего Наримана Алиева «Домой».

Пожалуй, самый сильный фильм со времени «Племени». И в том, и другом случае речь идет о дебютной работе. Но если Слабошпицкий к своему первому полному метру подошел калачом тертым, в сорок лет и всеоружии опыта (сериальная поденщина, пять короткометражек, пара крупных фестивальных трофеев, предательство, повлекшее за собой сначала нервный срыв, а потом и сердечный приступ), то Нариман Алиев дебютирует фактически толком не оперившись, но с какой-то стариковской мудростью и художественной зрелостью. Неведомо откуда взявшимся в двадцать шесть не полных на момент съемок лет.

«Домой» – роуд-муви, выполненный в жанре исчерпывающего фильма про семью. Мусульманскую семью: татарин-отец вместе с младшим сыном везет тело сына старшего, погибшего в Песках, из Киева в оккупированный Крым, чтобы предать земле согласно исламским обрядам.

Отец, доверенный Ахтему Сеитаблаеву – ветхозаветный Бог, молчаливый, с истерзанным сердцем, за режущей строгостью скрывающий огромную любовь к сыновьям. Это особенно бросается в глаза в сцене совершения тахарата – ритуала омовения тела. Сын младший – Алим, желторотый студент, который всеми силами желает от корней оторваться, ассимилироваться, превратиться в анонимного европейца Новой Украины. Центральная тема фильма выражена уже в самой его вывеске – семья, возвращение домой. Автор, талантливо документируя постреволюционную действительность, концентрируется на драматических взаимоотношениях отца и сына, ограничивая их действие большей частью пространством потрепанного внедорожника, в котором по коррумпированным украинским дорогам трясутся отец, сын и труп. За полтора часа экранного времени эти двое переживают невероятную эволюцию, во взаимодействии друг с другом превращаясь в свои противоположности. Сильный, крепко сложенный красавец-отец к финалу превращается в немощного старика, а романтический сын-студент – в зрелого мужчину, обретая в конце концов себя в традиции. Сын меняется, пытаясь завершить начатое отцом.

Сеитаблаева эта роль окончательно коронует на царство, превращает в суперзвезду отечественного большого экрана, наследника Ступки и всех великих. Он рычит как Брандо, цедит кофе как де Ниро, и выразительно молчит как Тихонов. И молчание это вызвучено Сергеем Степанским (который после «Вулкана» и сам оказался в актерах) так, что от напряжения в ушах начинают греметь железнодорожные составы. Фактически звукорежиссер выступает здесь и композитором, поскольку другого саундтрека у фильма попросту нет. За это Алиева наверняка бы похвалил великий Бунюэль, считавший, что музыкой пользуются только слабаки, чтобы легче было манипулировать зрителем. Но у Алиева это не маргинальный выпендреж, а стремление сохранить целостность замысла (какая может быть музыка на исламских похоронах?). «Домой», который (редкое дело) при всей своей «авторской инаковости» - очень доступное широкому зрителю кино, находится где-то в диапазоне между оскароносным «Сыном Саула» венгра Ласло Немеша и «Последним взмахом флага» американца Ричарда Линклейтера. Но без заимствований. У Алиева очень свое, глубоко личное высказывание. И потому в этом личном так четко отражается общее. Зал аплодировал стоя. А кто не хлопал, тот утирал слезы.

КАННЫ. КИНО ПРОТИВ ДЛИННЫХ НОЖЕЙ

Клод Лелуш совершает почти михалковскую попытку реанимировать свой главный каннский хит, эмблемную мелодраму 1960-х «Мужчина и женщина». Тогда на молодого Лелуша посыпались и Гран-при Каннского фестиваля, и «Оскар» за лучший иностранный фильм, и прокатные миллионы, и слава художника-новатора, и даже первопроходца экранного продакт-плейсмента (автомобиля Ford Mustang, на котором разъезжает главный герой)

Спустя полвека после описанных в первом фильме событий (а был еще и второй – «Мужчина и женщина. 20 лет спустя»), героиня 87-летней Анук Эмме оставляет кино и оказывается во все том же роковом Довиле, хозяйкой небольшой лавки. А бывший гонщик 88-летнего Жан-Луи Трентиньяна тоскует в элитном доме престарелых, практически утратив память, но так и не забыв единственно любимую женщину.

Если предположить, что существует любовь с первого взгляда двух зрелых людей, которые, очевидно, будут любить друг друга до последнего вздоха, то следует признать право на существование и такого кино. Хотя, конечно, продолжение «Мужчины и женщины», названное автором «Лучшие годы жизни», превышает все допустимые санитарные нормы сентиментальности. Лелуша подводит вкус, заносит в немыслимую пошлость, но искупает все это даже не Моника Беллуччи в роли дочери Трентиньяна, а какая-то невероятная искренность, исповедальность. Забываясь, Лелуш делает историю немолодой пары своей собственной, интегрируя в тело фильма, под видом фантазий агонизирующего гонщика, свою же короткометражку «Свидание» (1976), стоившую ему дюжины штрафов за нарушение ПДД.

Рекомендовать этот фильм непросто. Даже фанатам «Мужчины и женщины». Отсоветовать - поостерегусь.

Источник

Стало известно, сколько Украина не импортирует российский газ Ученые выяснили, чем опасен для здоровья бесконечный просмотр сериалов "Металлист 1925" сыграл вничью со шведским "Кристианстадом" Ни дня без олимпийского "золота". Голландские конькобежцы и конькобежки ежедневно побеждают в Пхенхчане-2018 В Харькове мужчина напал на женщину

Лента новостей