Как Нацсовет не разрешил новому каналу Мураева легализоваться. Психологическая драма с элементами художественного свиста
На последнем заседании Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания разыгралась настоящая драма, участниками которой стали члены регулятора и представители ООО «Наша Прага», решившие, что смогут безболезненно и в обход закона превратить телеканал с развлекательного «Макси ТВ» в информационный «НАШ». Дискуссия, выстроенная по всем законам жанра, длилась почти час, и сейчас я, вооружившись знаниями о теории литературы, попытаюсь передать вам ее суть.
Экспозиция
Летом этого года ООО «Наша Прага» - юридическое лицо женского телеканала «Макси ТВ» - перешло в собственность кипрской компании Demosena Investments Ltd, бенефициар которой - поклонник «русского мира» Владимир Мураев, отец нардепа Евгения Мураева. Оба, как вы помните, ранее по очереди владели телеканалом NewsOne.
Завязка
В ноябре на частоте «Макси ТВ» запустился новый вещатель - информационный телеканал «НАШ», хотя соответствующие изменения в лицензию внесены не были. Когда изменения обнаружил Нацсовет, директор компании Тигран Мартиросян заявил, что закон вещатель не нарушает. Так ли это, должна была выяснить внеплановая проверка регулятора, назначенная 15 ноября.
Развитие
В прошлый четверг Нацсовет рассматривал результаты внеплановой проверки, показавшей, что телеканал самовольно изменил прописанный в лицензии культурно-развлекательный (с кинопоказом) формат на информационно-аналитический. В эфире полностью отсутствовали прописанные в программной концепции передачи о культуре и искусстве (3 часа 40 минут в сутки), научно-просветительские (2 часа 49 минут), развлекательные (3 часа в сутки), детские (1 час 20 минут) и кинопоказ (3 часа), что нарушает условия лицензии и требования Закона Украины «О телевидении и радиовещании» (часть седьмую статьи 27, часть восьмую статьи 28 и пункт а) части первой статьи 59). Также у Нацсовета позникли вопросы к логотипу канала: вместо предусмотренного лицензией «Максі-ТВ» показывался «Максі-ТВ незабаром НАШ».
- Мы не согласны с результатами проверки, потому что непосредственно в самом акте нет ни одного доказательства, официального подтверждения, аргумента и пояснения, почему какие-то позиции программной концепции были нарушены, а те утверждения, которые есть в акте проверки, могут быть трактованы как субъективное оценочное суждение, - отметил директор компании Тигран Мартиросян.
А что, так можно было? Представляю, как кусают локти десятки лицензиатов, не додумавшихся оспаривать акты проверки с аргументацией о субъективной оценке проверяющего.
- Что касается логотипа, мы еще во время назначения проверки (и с первого дня нашего вещания) говорили о том, что это не логотип, а анонс, - продолжил директор. - Как только мы узнали, что вы назначаете по этому поводу проверку, мы его убрали. Мы не меняли логотип «Макси ТВ», его оставили, а снизу было написано «НАШ незабером». Это был анонс будущих передач, которые появятся в эфире. После встречи с вами, буквально через полчаса, мы убрали этот анонс.
Я же просто напомню, как этот «анонс» выглядел в эфире
Удивительно, но члены Нацсовета, выслушивая все это, сохраняли нордическое спокойствие. Назвав историю с логотипом хитростью и напомнив, что в программе провайдера «ВОЛЯ» на «Макси ТВ» появилась объявление «тестовое вещание канала «НАШ» («Конечно, я не могу доказать, что вы их заставили. Но даже если виноват провайдер - видите, они поняли, что это не анонс, а логотип»), Юрий Артеменко разъяснил:
- Был канал развлекательный с кинопоказом, стал - информационный. Что делается, когда хочешь сменить концепцию? Подается заявление, и только после решения Нацсовета меняешь концепцию. Вы сделали как сделали - и это нарушение закона.
Мартиросян попытался заболтать тему, снова вернувшись к логотипу, но его остановил Александр Ильяшенко, прямо спросив, почему в эфире не было прописанных в концепции программ.
Директор еще раз повторил, что в акте проверки нет никаких доказательств того, что их не было.
- У нас были и развлекательные программы, и программы о культуре и искусстве - вопрос, как их трактовать. Это вопрос субъективной оценки представителя Нацсовета.
Признаться, я все ждала, когда в дискуссию вступит Сергей Костинский, отвечающий за проверки вещателей и рьяно отстаивающий правоту своих подчиненных каждый раз, когда лицензиаты пытаются придраться к актам проверки. И он вступил, но - совершенно без эмоций и не привязываясь к сказанному выше:
- А кинопоказ у вас есть?
- Вы уже поднимаете отдельные вопросы, а я говорю в целом об акте проверки, - попытался выкрутиться Мартиросян. -Мы берем акт проверки. Кинопоказ там какой пункт? Шестой.
- Есть детские передачи?
- У нас много передач, и мы работаем согласно программной концепции.
- Честно говоря, все это уже похоже на попытку выяснить, у кого лучше риторическая подготовка. У меня предложение: в проекте решения есть пункт «обязать лицензиата в течение месяца привести свою деятельность в соответствие с условиями законодательства». Предлагаю уменьшить этот срок до двух недель: если, по мнению телеканала, нарушения формата нет, они смогут за две недели начать выполнять программную концепцию телеканала «Макси ТВ», - резюмировал Сергей.
Согласившись с его предложением, Юрий Артеменко добавил, что по вопросу логотипа «ВОЛЯ» отмораживается и говорит, что это их техническая ошибка». А Ульяна Фещук напомнила: «Все решения Нацсовета вступают в силу только после их принятия, и подача документов на изменение программной концепции не дает оснований для ее самовольного изменения».
Сошлись на том, что каналу стоит огласить предупреждение, исключив из проекта решения пункт о логотипе и дав вещателю две недели на приведение эфира в соответствии с программной концепцией.
Кульминация
Когда в повестке дня значатся сразу несколько вопросов одного лицензиата, члены Нацсовета, как правило, рассматривают их один за другим - чтобы не гонять представителей компании туда-сюда. Но в этот раз перед рассмотрением второго вопроса ООО «Наша Прага» регулятор пропустил вперед представителей ООО «Наше медіа», переоформив компании логотип с «#НАШЕ» на «#НАШ». Почему это важно? Потому что вопрос «Нашей Праги» заключался в переоформлении программной концепции телеканала и изменении логотипа с «Максі-ТВ» на «НАШ».
- Мы просили сменить концепцию на информационно-аналитическую. Надеялись, что все получится, поскольку наша лицензия получена вне конкурса, и закон позволяет внести изменения, - начал Мартиросян. - Мы планируем придерживаться украинского законодательства на 100% и построили уникальный телевизионный комплекс в рекордные сроки.
Вы тоже испытали эффект дежавю? За последние 4 года эту фразу мы слышим четвертый раз.
И тут началось самое интересное:
- Предыдущим решением мы утвердили другой компании изменение логотипа на «НАШ», - напомнила Ульянак Фещук. - Теперь при принятии решения нам нужно обращать внимание на два факта: предыдущий лицензиат подал заявку на ругистрацию знака товаров и услуг 29 июня 2018-го, вы - 5 ноября 2018-го, причем для меня как для юриста всегда важно, как описывается логотип. Описание у вас идентично. Что будет зарегистрировано Институтом интеллектуальной собственности, я не знаю - фактически на сегодня он имеет две заявки с одинаковым описанием, причем одна из них - с предварительно утвержденным решением, потому что в целом, как мы знаем, право на использование знаков товаров и услуг есть с момента подачи заявки на регистрацию. Второе: вы к документам об изменении программной концепции добавили информацию об изменении директора, но не предоставили форму 3, которая предусматривает подачу информации о третьих лицах. И это не дает нам возможности целиком рассмотреть эти документы.
Я не могу голосовать за изменение программной концепции и логотипа - сильно извиняюсь, но логотип просто один в один. У вас с ними одинаковый способ распространения сигнала - спутниковый. И вы видите, насколько раньше они подали заявку.
На это Мартиросян ответил длинной тирадой, в которой сначала сказал, что с переоформлением концепции «мы бы перестали нарушать», а затем, что «мы не нарушаем». И резюмировал:
- Когда в Украине появляется независимое СМИ, кому-то это может быть невыгодно.
Сергей Костинский продолжил говорить с лицензиатом в его стилистике:
- Я не понимаю, зачем переоформлять концепцию, если вы только что говорили, что ваши передачи и ток-шоу полностью соответствуют концепции «Макси ТВ».
- Вы процитировали меня не совсем корректно. Я сказал, что не согласен с результатами акта проверки. А теперь мы рассматриваем другой вопрос, и я бы попросил не возвращаться к решению, которое уже принято, - ответил Мартиросян. - После переоформления наш контент изменится на 100% - это я могу вам гарантировать.
- Не хочу вас обижать, но после сегодняшней дискуссии уровень доверия к вашим словам критически низкий, и я не вижу за ними единой точки зрения, - отметил Костинский.
Мартиросян попытался обвинить ООО «Наше медіа» в намеренном использовании логотипа «#НАШ», чтобы помешать запуску представляемого им канала.
- В отличие от вас, у них есть история, и слово «Наш» входит в концепцию развития некольких каналов. А вы сейчас, придя оформлять свой логотип, создаете для них проблему. То есть ваши слова о том, что они это сделали специально, неправда - они существуют довольно давно, - поправил Костинский.
Представители «Наша Прага» перепробовали все: цитировали закон, обязывающий, по их мнению, членов Нацсовета переоформить концепцию, невзирая ни на что, давили на жалость (ведь для запуска канала потрачено много денег, времени и сил), просили переоформить концепцию без изменения логотипа (что, по словам Ульяны Фещук, невозможно, так как оба вопроса были поданы в одной заявке), припоминали недавнюю ситуацию с каналами «ТВi» и «ТВI«, косвенно обвинял Нацсовет в цензуре, говорили, что недостающая форма 3 готова, и ее подадут в течение 30 дней (почему тогда не сразу?), уверяли, что ничего не знали о существовании заявки ООО «Наше медіа», поскольку она не отображена в открытом реестре... А в это время не участвовавший в дискуссии Валентин Коваль молча просматривал данные того самого реестра:
- Я настаиваю на том, что мы не являемся центром экспертизы, но я зашел в открытый реестр и нашел фиксацию регистрации заявки от ООО «Наше медіа» - стоит дата 25.06.2018. А 21.07.2018 в базе зарегистрирована подача заявления на такой же логотип - это сделал патентный поверенный Дмирий Заборин, человек, который зарегистрировал слово «Наш» стандартным шрифтом, такое практикуется, и тем же шрифтом - политическую партию «Наши» 2.08.2018. То есть та завка, котрую вы нам подаете от 5 ноября, в реестре зафиксирована от 21 августа. Я не эксперт, а просто анализирую то, что вижу, - резюмировал Валентин.
- То есть вы планируете одну из заявок потом отозвать? - поинтересовалась Ульяна Фещук и попросила отобразить новооткрывшиеся факты в проекте решения.
Развязка
Естественно, Нацсовет не разрешил каналу переоформить программную концепцию, так что «Макси ТВ» остается «Макси ТВ» и обязан в течение двух недель привести свой эфир в соответствие с программной концепцией культурно-развлекательного вещателя с кинопоказом. Что ж, будет очень интересно понаблюдать, как канал выполнит это решение: не зря же Мартиросян пообещал «придерживаться украинского законодательства на 100%».
Рекомендовано к прочтению