"Или мы плохо работаем, или здесь есть что-то еще". Члены Нацсовета повздорили из-за одесских телеканалов Галантерника
Позавчера на заседании Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания члены регулятора подняли вопрос о том, почему до сих пор не подведены итоги внеплановых проверок одесских телеканалов А1 (ООО «ТРК «Андсер») и Gnews (ООО «ТРК Міський телеканал») из сферы влияния местного застройщика Владимира Галантерника. Точнее, вопрос подняла первый замглавы регулятора Ольга Герасимьюк, поинтересовавшись, из-за чего затягивается подведение результатов проверки за трансляцию передач, имеющих признаки разжигания национальной розни и ксенофобии по отношению к одесскому застройщику сирийского происхождения Аднану Кивану, с которым у Галантерника бизнес-конфликт.
Вопрос подведения итогов проверок то переносится, то исчезает из повестки заседаний уже который месяц. «Повестка заседания не обсуждалась. Я писала письмо. и мне не ответили. Почему мы снова не внесли в повестку «Андсер»? В прошлый раз говорили, что внесем на этот раз», - спросила Гераимьюк у президентской четверки Нацсовета.
Замглавы Ульяна Фещук объяснила перенесение отсутствием заседаний Нацсовета в июне и отсутствием выводов «Независимого медийного совета» (Наталья Лигачева и Ко): «Мы получили письмо от «Андсера», которое зачитывались на прошлом заседании - они приезжали на заседания, которых не было, для них этот вопрос важен, и просят перенести на заседание после 16 или 23 августа. Кроме того, мы направляли материалы «Независимому медийному совету» и до сих пор не получили ответа. «Независимый медийный совет» обнародовал только свои выводы о наличии языка ненависти в этих материалах - он есть в интернете. Их ответ станет основой и дополнительным обстоятельством нашего решения, которое должно отвечать законодательству».
Какие именно ответы Нацсовет ожидает от НМС, Фещук не уточнила. Свою экспертизу по этому вопросу совет предоставил еще 12 февраля. К тому же, НМС - это формальная организация, и по закону регулятор не может апеллировать к его решениям, ожидая их по полгода.
Член Нацсовета Сергей Костинский, на заседании 19 июля переносивший рассмотрение вопроса на 26 июля, после чего он так и не попал в повестку, также напомнил, что представители телеканалов приезжали в июне, когда заседания регулятора срывались. И отметил прецедентное нарушение, которое требует изучения: «Я был автором проектов решения по этим одесским компаниям. Была дискуссия, есть ли здесь нарушение. По моему мнению, нарушение есть, и я буду настаивать на санкциях (телеканалам светит штраф в размере 25% лицензионного сбора, - МН). Вопрос изучается, поскольку является прецедентом для Нацсовета... Если мы принимаем проект решения - он должен быть выверен, чтобы мы смогли потом защитить его в суде. Выводы, требующиеся от «Независимого медийного совета», мы получили буквально вчера или позавчера».
По словам главного юриста Нацсовета Анны Литвищенко, в июне регулятор эти вопросы все равно не рассмотрел бы, поскольку каналам, согласно проекту решения, светит штраф, и в июне как раз менялись реквизиты оплаты (они прописываются в тексте решения).
Герасимьюк считает, что выводы НМС здесь ни при чем - мол, решение по каналам давно готово, только его рассмотрение почему-то переносилось. Также Ольга Владимировна добавила, что не успела внести свои изменения в повестку дня заседания 2 августа, поскольку его в прошлый четверг «быстро подписала» Ульяна Фещук. Ответ «приезжали, когда Нацсовет не заседал, а теперь, когда заседает, они приедут еще не скоро», также удивил Герасимьюк. По ее информации, представители телеканалов дважды регистрировались на майских заседаниях, когда регулятор впервые хотел рассмотреть результаты проверок, а на июльские заседания они не регистрировались , что указано в документах. В июле же они начали писать письма с просьбой перенести рассмотрение. «Нарушению скоро год, и его можно было бы уже давно рассмотреть. Или мы плохо работаем или здесь есть что-то еще», - отрезала замглавы регулятора.
Глава Нацсовета Юрий Артеменко уточнил, что представители одесских каналов таки приезжали на июньские заседания, но не регистрировались, «поскольку знали, что заседаний не будет». Вопрос, зачем тогда приезжали, повис в воздухе. Член Нацсовета Олег Черныш попросил контрольно-аналитическое управление предоставить ему информацию о всех вопросах, рассмотрение которых затянулось более, чем на два месяца. Сергей Костинский запретил это делать, поскольку не Черныш, а он является куратором управления. Черныш отметил, что по регламенту он может запрашивать эту информацию. Между членами ведомства началась дискуссия на повышенных тонах. Тогда Артеменко попросил Герасимьюк и Черныша «не работать на камеры». По словам главы регулятора, нет такого юридического понятия как «рабочая переписка», и он, в отличии от Герасимьюк, «работает вживую с людьми».
Напомню, последний раз регулятор готовился рассмотреть результаты проверок на заседании 19 июля, но Костинский перенес его на 26-е, получив письмо представителей каналов о том, что они не смогут приехать на заседание. В повестке заседаний 26 июля и 2 августа вопросов телеканалов не оказалось.
Скандальная программа о деятельности Аднана Кивана транслировалась в эфире А1 и Gnews еще 19 и 24 сентября прошлого года без названия и информации об авторе и производителе. По мнению одесской общественной организации «Мира и добра», этот контент разжигает национальную и религиозную вражду, имеет признаки ксенофобии. Жалобу на телеканалы регулятор получил еще 27 сентября прошлого года. Проверка была назначена только через полгода - 22 февраля. Несмотря на это, в марте Нацсовет продлил лицензию Gnews на кабельное вещание (единственная лицензия канала), хотя во время июньского конфликта между членами Нацсовета президентская четверка регулятора говорила о нелогичности продления лицензий (в частности, цифровой лицензии «1+1») без подведения итогов проверок по ней.
Учитывая грядущий трехнедельный отпуск членов Нацсовета и их забывчивость, вопрос, успеет ли регулятор рассмотреть результаты проверок к годовщине нарушения, по-прежнему актуален.
Рекомендовано к прочтению