Из-за увольнения Артеменко в Нацсовете новый конфликт
Тех, кто ожидал сегодняшнего заседания Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания (как минимум, чтобы посмотреть на его нового члена Владимира Горковенко в действии), мне придется разочаровать.
назначат главой Национального совета по вопросам теле- и радиовещания – ошиблись. Тем же, кто полагал, что им станет кто-то другой из нынешних членов регулятора, тоже не стоит заниматься предсказаниями. На замену Юрия Артеменко, который покинул Нацсовет и перешел в НКРСИ, пока никто не пришел, но зато разгорелся новый конфликт, который может затянуться на некоторое время.
Заседание регулятора по сути не состоялось, поскольку заместитель главы и временно исполняющая его обязанности Ольга Герасимьюк предложила для начала выяснить юридические подробности увольнения Юрия Артеменко и обоснованность назначения нового члена Нацсовета в лице Горковенко.
«Артеменко уже на работе в другой организации, в НКРСИ… – начала свое выступление Герасимьюк. - Почему я так неуверенно говорю? К моему большому сожалению, глава мне не звонил, не передавал дела, и оставил Нацсовет… Я не знаю, в каком состоянии то, что он оставил. И это вопрос, который необходимо обсудить, наверное, не тут, а как-то иначе».
По словам Ольги Владимировны, уольнение Юрия Артеменко состоялось, пока она была в командировке. По закону до назначения нового главы ответственность за работу регулятора несет она (как первый заместитель), но руководитель аппарата, которому она позвонила, чтобы узнать, что происходит, ничего не знал. А чуть позже появился указ Президента об увольнении. «Я не знаю, когда было подано заявление, о чем оно и каким образом оформлено. На практике, раньше, если глава был в отпуске или болел, мне передавали заявление, и я его подписывала. Но в этот раз я ничего не подписывала. Из заявления, опубликованного на сайте, можно сделать вывод, что глава «устал» и потому не может дотянуть два месяца до окончания каденции. Наверное, имелось в виду, что он подал заявление по собственному желанию [...] Если коллега ушел по собственному желанию, нам нужно рассмотреть данное заявление. Я знаю, что, по Конституции, президент назначает и увольняет членов Нацсовета, но, по моему мнению, и мнению некоторых юристов, речь идет о том, что президент увольняет и назначает по истечении срока каденции. На случай досрочного увольнения есть специальная статья в законе о Нацсовете, которая появилась, чтобы поддерживать независимость регулятора, и там есть несколько пунктов, в связи с которыми коллега может уволиться. Один из них, как мне кажется, по собственному желанию. Или в том случае, если президент не принимает отчет о работе Нацсовета. Но он принят и подписан.
Следующим указом был утвержден новый коллега, и этот указ я, конечно, не ставлю под сомнение. Но если мы будем работать таким составом, то мне кажется, что все решения, которые мы примем, лицензиаты могут оспорить в суде. В связи с правовой неопределенностью. Поэтому сегодня я не смогу открыть заседание».
Убедить коллегу все же открыть заседание попыталась Уляна Фещук: «Я бы не ставила под сомнение любые указы президента, потому как ст. 8 Конституции Украины говорит о том, что Конституция является наивысшим нормативным актом и все законы должны ей соответствовать. А ст. 106 Конституции говорит о том, что президент утверждает и увольняет членов Нацсовета. Есть два решения Конституционного суда, которые датированы 2013 и 2014 годом, что принятие законов невозможно, если они противоречат Конституции. А [упомянутая Герасимьюк] норма относилась к увольнению членов, назначенных парламентом. Данная процедура предназначена только для парламентской четверки. Кроме того, я должна подчеркнуть, что в кадровом управлении есть заявление и копия заявления Артеменко об уходе по собственному желанию. Были исследованы все предыдущие увольнения членов Нацсовета указами президента, и никогда еще Нацсовет не голосовал по вопросу увольнения члена Нацсовета, назначенного президентом. Всего таких 19 заявлений. И ни один человек не оспаривал решений».
По мнению Фещук, для того, чтобы оспорить решение, необходимо обращение субъектов указов – то есть самих Артеменко и Горковенко – относительно нарушения их прав. Но, по всей видимости, ни первый, ни второй не считают, что их права как-то нарушили.
«Господин Горковенко явился на заседание, и мы можем его открывать, - подытожила Фещук. - Касательно же заявления некоторых каналов, что Порошенко использовал квоту Зеленского, хочу отметить, что Нацсовет является независимым органом и власть не должна влиять на его деятельность».
В ответ Герасимьюк еще раз напомнила, что Артеменко не передал ей дела, что нужно во всем разобраться и предложила перенести вопрос об увольнении на следующее заседание. Фещук добавила, что на нем можно было бы выбрать нового главу. Но, очевидно, что сделать это возможно при наличии свободного места, а его, по мнению Герасимьюк, фактически продолжает занимать Артеменко.
Что ж, ждем следующего заседания регулятора. Надеюсь, за неделю члены Нацсовета разберутся с «правовой неопределенностью» и смогут наконец выбрать нового главу и начать работать.
Рекомендовано к прочтению