25.12.2019 23:52

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

В эти дни внимание ценителей искусства всего мира приковано к выставке Ван Гога в Потсдаме (Германия), где в экспозиции представлены редко выставляемые работы художника. Многие собраны из частных коллекций и музеев, большая часть доставлена из-за океана.

Хоть жизнь Ван Гога -- в отличие от других живописцев -- изучена в мельчайших подробностях, писать о нем непросто. Выставка в Потсдаме позволяет по-новому взглянуть на художника в последнем, самом продуктивном, несмотря на внутренний разлад души, периоде творчества.

Именно в последние пять лет жизни он создает свои самые известные работы. В этом периоде его творчества сочетаются два разных подхода, два отличных друг от друга взгляда: один -- на мир в целом, другой -- на обыденные предметы.

Что касается первого, то мир настолько преломляется в сознании художника, что кажется, будто картины созданы не кистью, а больным воображением. Вспомним знаменитые кипарисы и звездную ночь в Арле и Сен-Реми.

В то же время Ван Гог пытается понять и отобразить жизнь отдельных предметов, его окружающих.

И это -- параллельные миры. Они не сходятся в одном фокусе и живут разной жизнью: реальной и вымышленной.

На выставке в музее Барберини представлены картины из жизни цветов, предметов и вещей.

Ван Гог и его мир цветов

В 1886 году Ван Гог переезжает из Голландии в Париж. Здесь существенно меняется стиль художника: после мрачноватых тонов, которым он отдавал предпочтение в Голландии, в его палитре появляются светлые и яркие краски -- живопись будто наполняется весенней свежестью и радостью.

Парижский -- один из самых творчески напряженных периодов его жизни: за два года Ван Гог создает 230 полотен.

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

В письме коллеге-художнику Горацию Ливенсу Ван Гог пишет: «…, ».

Это классические натюрморты: вазы с букетами цветов. Начав писать их в Париже, художник не оставляет этот жанр до последних дней жизни, пишет их даже во время частых нервных расстройств.

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

Истинность красных маков

В Потсдаме представлено с десяток таких натюрмортов, но центральное место занимает «Ваза с красными маками». Это первая работа, которую художник пишет почти сразу по приезду в столицу Франции в новом, не характерном для себя стиле. Правда, авторство картины было определено не сразу.

В Потсдам «маки» прибыли из Амстердама, где по просьбе владельца – музея «Уодсворт Атенеум» -- проводились исследования этой работы. Споры о её принадлежности кисти Ван Гога велись почти 60 лет. С того самого момента, когда в 1957 году картина перешла в музей города Хардсфорт (штат Коннектикут) по завещанию писательницы и коллекционера Анны Пэрриш Титцел вместе с работами Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне и Оделона Редона.

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

В 1990 году специалисты «Уодсворт Атенеума» при помощи инфракрасных лучей обнаружили, что под «маками» на холсте изображен портрет мужчины. Историк Валтер Файлченфелд после изучения писем и стилистики работы сделал вывод о принадлежности картины кисти великого голландца. 24 марта этого года работники «Уодсворт Атенеума» опубликовали в Нью-Йорк Таймс окончательный вердикт, вынесенный специалистами музея Ван Гога в Амстердаме: «это несомненная работа Винсента Ван Гога».

Выставка в Потсдаме – первая демонстрация публике «Вазы с красными маками» после точного определения ее авторства. По окончании выставки «маки» вернутся в Америку в родной музей, где хранится другая работа Ван Гога – «Автопортет».

Ван Гог. Цельность несочетаемого

Два года, проведенные художником на юге Франции, подорвали его здоровье: жаркий климат, поиски стиля, напряженный труд, неудовлетворенность собой… Только за год в Арле он пишет около 150 картин. И натюрморты, особенно в промежутках между приступами болезни, по-прежнему занимают большое место в его творчестве.

На выставке в музее Барберини представлены несколько необычных натюрмортов, в которых Ван Гог соединяет мир цветов и мир предметов. Причем, объединяет, казалось бы, несоединимое: скажем, блюдо с апельсинами и лимонами, сосновую ветку и голубые перчатки.

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

«Блюдо с апельсинами и лимонами с голубыми перчатками». Арль. 1988 год. Картина из коллекции мистера Поля Меллона. Хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Или еще одна работа: веточка белой розы, две книжки и фигурка обнаженной женщины – на скомканной скатерти.

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

«Натюрморт с гипсовой статуэткой, розой и двумя книгами». Париж. 1887 год. Хранится в музее Крёллер-Мюллер. Отерло *.

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

«Натюрморт с луком и чертежной доской». Арль. Январь 1889 года. Хранится в музее Крёллер-Мюллер. Отерло.

Дворец Барберини: возрождение

Говоря о выставке, нельзя не сказать несколько слов о замечательном частном музее, в котором она экспонируется.

В мире известно два дворца Барберини. Один в Риме -- там размещена Национальная галерея старинного искусства.

Второй -- в Потсдаме, где король Пруссии Фридрих II Великий, меценат и покровитель искусств, в 1771 году решил воздвигнуть дворец по образу и подобию римского сооружения.

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

Дворец Фридриха Великого простоял долго и был таким же символом Потсдама, как Старая ратуша, Городской дворец и церковь Святого Николая. Но Вторая мировая война не пощадила его. В результате одного из авианалетов в апреле 1945-го от дворца остались одни руины, которые три года спустя были разобраны. Одно время на пустующем месте хотели создать памятную аллею, но проект так и остался неосуществленным.

Восстановление дворца началось лишь в 2013 году, после того как немецкий бизнесмен и меценат Хассо Платтнер решил создать там музей и выставить в нем свою частную коллекцию.

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

Немецкий меценат Хассо Платнер

В реконструкцию Платтнер вложил 60 миллионов евро.

На торжестве по случаю окончания работ присутствовали члены правительства, госпожа Меркель и Бил Гейтс, друг бизнесмена.

Музей открылся двумя масштабными выставками -- «Импрессионизм. Искусство пейзажа» и «Классики современного искусства» – и сразу привлек к себе внимание, став одним из значимых явлений в мировой культуре.

Достаточно сказать, что по количеству посетителей он уже опережает главную достопримечательность Потсдама – дворец Сан Суси.

Между тем Платтнеру пришлось из-за недостатка места отправить свою собственную коллекцию в запасники. В планах мецената -- сооружение еще одного корпуса музея. С этой целью он выкупил пустующее здание ресторана «Минск» неподалеку от железнодорожного вокзала.

Нынешняя экспозиция в музее Барберини -- «Натюрморты Ван Гога» -- открывает ценителям нового Ван Гога.

Выставка продлится до 2 февраля 2020 года.

Из жизни цветов, предметов и вещей: параллельные миры Винсента

Справка «2000».

* - Все фото - www.museum-barberini.com (с любезного разрешения администрации Музея Барберини)

Источник

ДТП на Сумской. Сегодня попрощались с Дианой Берченко В Харьковской области проводят обыски на хлебной базе На должность президента ПАСЕ претендуют два кандидата Пожар в Малиновке: есть погибший Шведские футболисты на радостях разнесли студию "Евроспорт" после выхода на чемпионат мира

Лента новостей