Верховный Суд разрешил банкам не возвращать вкладчикам деньги с депозитов
Верховный суд Украины (ВСУ), рассматривая дело №6-109цс17, принял решение, которое позволит банкам не возвращать вкладчикам деньги с депозита, если при оформлении договора не выполнены все установленные законом требования, сообщает UBR.ua.
ВСУ пояснил, как именно должен быть оформлен договор с банком, чтобы в случае обращения вкладчика с иском документ не был признан недействительным.
«Вкладчикам необходимо требовать от банка выдачи сберегательной книжки или другого документа, в котором должны быть указаны наименование банка, осуществившего кассовую операцию, дату совершения такой операции (в случае совершения кассовой операции в послеоперационное время — время ее выполнения). Кроме того, платежный документ должен быть заверен подписью сотрудника банка, который принял наличные средства от вкладчика, должен содержать оттиск печати (штампа) или электронную подпись сотрудника банка, заверенную электронной подписью САБ (система автоматизации банка). Без наличия таких реквизитов, договор банковского вклада может быть признан ничтожным, и человек свои деньги вернуть из банка не сможет» — рассказал о требованиях к оформлению договора управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз.
Таким образом, Верховный Суд создал новые проблемы жертвам банковских мошенничеств, нередких в 2014—2015 гг. Случалось, что директора отделений банков не вносили данные о вкладах в кассу и в электронную систему. Когда наступали сроки выплат вкладов, мошенники уже были далеко.
«Нередко мошенники специально неправильно оформляли депозитные договоры своих будущих жертв, пользуясь их финансовой неграмотностью: вероятно, чтобы банк смог отвертеться от выплаты, и чтобы его служба безопасности не разыскивала их параллельно с правоохранителями. Но часто встречались случаи, когда банковский договор был оформлен по всем требованиям законодательства, и банкиры придирались по мелочам. Или к внешнему виду квитанции (не к реквизитам), или к подписи ответственного лица. Могли назначить почерковедческую экспертизу. Таких историй было уйма, и чаще всего они возникали в крупных банках: Ощадбанк, Приватбанк, Райффайзен Банк Аваль, Альфа-Банк. Укрсоцбанк и др.», — рассказал старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Теперь, когда уловки банкиров узаконены, потенциальным вкладчикам придется ознакомиться со многими тонкостями оформления договоров либо заплатить за помощь правоведа.
«Далеко не все банки сейчас вывешивают свои типовые договоры и типовые квитанции в отделениях, и там, где нет такой публичности, лучше не открывать депозитов. О доверии к бренду в принципе надо забыть. Если перед подписанием договора не смогли получить типовое соглашение и детально изучить его и остальные документы — нужно уходить из этого банка. Все должно быть прозрачно», — предупреждает Кравец.
Как объяснила начальник расчетно-операционного центра Банка Кредит Днепр Елена Стрехо, тексты депозитных договоров банков чаще всего можно найти в двух местах — на досках объявлений в отделениях либо на сайтах.
«Форма же квитанции о внесении средств регламентируется постановлением НБУ №174, которым утверждена Инструкция по ведению кассовых операций банками в Украине. В ней, в частности, прописаны необходимые реквизиты, которые должны присутствовать в кассовом документе», — рассказала Стрехо.
К советам специалистов следует отнестись со всей серьезностью. Ведь если придется обращаться в суд, любую погрешность в документах банк отнесет на счет нерадивого сотрудника и откажет вкладчику в выплате. А судья будет руководствоваться решением ВСУ.
Рекомендовано к прочтению