Бывшими не бывают. Краткий курс наркомании в Одессе в фильме "5 терапия"
Вы, наверное, не раз слышали, что наркоманы бывшими не бывают.
Не бывают бывшими также одесситы и кинематографисты - все это привычки и паттерны поведения, которые остаются с человеком навсегда. Если хотите лицезреть три в одном, то далеко ходить не надо: на следующей неделе в кинопрокат выйдет лента «5 терапия» Алисы Павловской, в которой есть все три фактора: кино, Одесса и наркотики. И еще несколько, о которых мы сейчас поговорим отдельно.
Фильм «5 терапия» рождался если не в муках, то как минимум долго.
Стас Домбровский - одесский поэт и общественный деятель - вел Facebook. И писал в нем автобиографические посты. Биография у него была красочной: Стас употреблял наркотики с детства, в 17 лет узнал, что болен ВИЧ, и стал употреблять еще больше, нарушал закон, оказался в тюрьме, где к ВИЧ добавились вечные спутники пенитенциарной системы туберкулез и гепатит. Тогда-то Домбровского и перевели в так называемую «Пятую терапию» - место, куда определяют самых тяжелых пациентов.
О дальнейшем катарсисе и хэппи-энде вы можете догадаться, ходить к гадалке или за спойлерами не обязательно, достаточно посмотреть, что Стас Домбровский не только герой и автор сценария фильма, но и исполнитель главной роли:
Вот он (в центре), на премьере собственного фильма
Проект снимали одесситы - режиссер Алиса Павловская и продюсер Валерий Калмыков. Для обоих тема близка по многим причинам, в первую очередь - из-за тесноты круга «одесского андеграунда». Пять лет назад первый полный метр Алисы Павловской, «Не хочу умирать», рассказывал об одесском же музыканте Стасе Подлипском и его наркотической зависимости.
Снимали фильм «Пятая терапия» больше трех лет при бюджете всего $30 тыс. (на питчинг Госкино, правда, фильм подавался с бюджетом в 3 млн грн). Частично деньги были собраны на краудфандинговой платформе IndieGogo.
- И без поддержки Госкино, - с гордостью и грустью в голосе одновременно подчеркивает Валерий Калмыков.
Дебют фильма состоялся в Одессе, на специальном показе в рамках ОМКФ, 19 июля 2017 года. С тех пор фильм побывал и на фестивалях, в том числе - класса А.
- Мы стали вторым украинским фильмом за всю историю нашего кинематографа, который попал в конкурс Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата в Аргентине. Знаете, кто был первым?
- Параджанов с «Тенями забытых предков».
- Да, именно. Для нас большая честь оказаться в такой компании. Алиса ездила на фесиваль, получала там награду (фильм отметили специальным призом Южно-Американской ассоциации католиков, - МН).
- И все же, давайте поговорим не о международном успехе, а об украинском зрителе. Вы попали в руки UFD, как они работают с картиной? Как вас расписали? Насколько масштабной была промокампания?
- Я все это расскажу, конечно, но чуть позже. Для начала должен сделать одну ремарку: мы показывали фильм всем, и ни один прокатчик не сказал, что фильм ему не понравился. Но ни один не взялся с нами работать. Только UFD. Они поняли, что фильм смогут показать, и сказали, что знают, как с ним работать. Пока что, насколько я могу судить, свою работу они делают очень хорошо, и мы очень довольны сотрудничеством.
Что же касается росписи, то с 19 апреля мы будем работать на 45 экранах. Для такого фильма это, мне кажется, очень хороший результат.
- А география проката какая?
- Мы есть во всех крупных городах, кроме Запорожья. Оттуда нам даже постоянно пишут и жалуются, что у них нет сеансов, но я ничего не могу посоветовать, кроме как собраться группой в человек 20 и попросить у кинотеатра организовать сеанс.
Есть у нас и другие города, не миллионники, но их немного.
- Появится больше на второй и третьей неделе проката, - добавил пробегавший мимо представитель UFD Дмитрий Майстренко. - Ряд кинотеатров добавятся позже.
- Были ли уже разговоры о продаже фильма на телеканалы?
- Нет. Посмотрим вначале на результаты проката.
- А в диджитал вы идти планируете?
- У «Пятой терапии» есть международный сейлз - компания Ant!pode Sales. Им принадлежат все мировые права на фильм, у нас права только на Украину. Более того, это сейлз, который занимается в первую очередь не артхаусом, как нас принято называть, а коммерческими проектами. И у них есть на «Терапию» свои стратегические планы. Мы не принимаем решений, пока не согласуем их с этой стратегией.
Именно Ant!pode организовали нам показы в Коттбусе, в Лондоне, у них есть планы на дальнейшие показы и прокат. Мы пока и сами не до конца в курсе всех подробностей.
Ну а пока я общалась с продюсерами, смотреть фильм пришли:
Представители Госкино (в лице главы Филиппа Ильенко и замглавы Сергея Неретина)
Кое-кто не пришел, а приехал, причем верхом на железном коне
И коллеги - например, сценарист Андрей Кокотюха, который до начала показа времени даром не терял, сразу начав читать книги в магазине «Жовтня». Буквально не отходя от кассы
Прежде чем пожелать фильму успехов в прокате, и оставить вас с наставлением подписываться на мой Google-календарь украинских релизов и посещать все премьеры, расскажу вам немного о проекте.
При всех его особенностях, а может, благодаря им и тому, что главный герой и большинство персонажей в кадре играли не чужие роли, а свои, из жизни, «Пятая терапия» оказалась лишена главной проблемы украинского кинематографа - его приблизительности.
Фильм конкретен до невозможности: в кадре одна узнаваемая одесская улица сменяет другую, настоящие интерьеры, честные диалоги, герои одеты, говорят, двигаются и действуют так, что им веришь.
Каждая натура,
Каждая сцена в тюрьме и даже каждый полицейский в фильме - это не актер, а именно полицейский.
Разве что в шприцах, подозреваю, был физраствор - иначе в бюджет $30 тыс. просто не вложились бы.
И все же нужно не обольщаться, а понимать, в каких реалиях снималась «5 терапия»: с одной камерой и с каким придется звуком переменного качества.
В общем, отправляться за поисками кайфа и последующего катарсиса можно с 19 апреля по всей Украине (кроме, по традиции, Запорожья). До встречи в кино!
Рекомендовано к прочтению