Бегущие по лезвию. Что на самом деле значит отчет главы Госкино Филиппа Ильенко для украинского кино
Всему хорошему рано или поздно приходит конец. Вчера в «Укринформе» на отчетной презентации Филиппа Ильенко о деятельности Госкино журналисты, гости, деятели кинематографа и просто зрители могли наблюдать начало конца истории агентства - по крайней мере, в том виде, в котором агентство существовало последние годы, как распорядитель финансов на создание новейшего украинского кино, сопродюсер и местами администратор отрасли.
Начало конца - потому что существование ведомства продолжится в том же формате еще какое-то время в 2018-м. Конец - потому что налицо все признаки, что в ближайшие полгода изменится буквально все.
Но прежде чем мы обсудим, почему это плохие новости, имеет смысл поговорить о теме собрания - результатах работы Госкино за 2017 год.
Сразу предупреждаю - вы не узнаете из отчета много нового. Фактически, это исправленная и дополненная версия презентации, которую мы с вами обсуждали в декабре 2017 года вот здесь. Но кое-какие изменения и новую информацию вы все же услышите.
Судя по радостному настроению в «пресс-баре» «Укринформа», ничто не предвещает,
Первый заместитель главы Госкино Сергей Неретин подрабатывает на четверть ставки папарацци
Все таки в зале - сплошные медийные лица. Вот Сергей Лавренюк,
Ахтем Сейтаблаев,
Виктория Ярмощук и ее соседка...
Иванна Дядюра,
два Андрея - Ризоль и Суярко,
Владимир Филиппов
и Олесь Санин
Обратите внимание - все они не просто на чемоданах перед вылетом в Берлин, но еще и весьма озабочены. Потому что вопрос на повестке дня серьезный.
Но для начала - о рабочих показателях.
С декабря 2017 года улов Госкино все же немного вырос: при поддержке ведомства, по уточненным данным, снято 47, а не 45 фильмов, и 17 игровых полных метров.
Для сравнения: в 2016-м было 4, в 2015-м - 3, уточнил Филипп Юрьевич.
Особенно Госкино гордится поддержкой дебютов (начинающие кинематографисты могут рассчитывать в случае короткого метра на 100% финансирования до 1 млн грн, и до 10 млн грн в случае полного метра).
Документальное кино - тоже отдельный повод для гордости, так как в 2017 году наконец-то начало выходить в широкий (относительно, насколько это возможно в Украине) прокат. Например, картины «Будинок «Слово», «Родные», Dustards или «МIФ», который в прокате прямо сейчас.
До конца 2015 было Минкультом было заморожено финансирование культуры вообще, поэтому динамика - в первую очередь за счет того, что такая возможность - вкладывать деньги на съемку победителей государственных конкурсов - появилась.
Впрочем, лучше сами за себя скажут слайды Госкино:
Динамика кинопроцесса, например
Количество игровых фильмов (некоторые из них еще не вышли в прокат, а по фильмам «Полина» и «Казка старого мельника» даже не сообщается, когда выход в прокат станет возможен)
А вот и административная работа - выданные прокатки...
И не выданные
Этот вопрос пришлось в конце пресс-конференции отдельно обсудить с постоянными оппонентами Госкино, журналистами «1+1» и ТСН в частности.
Те пытались обвинить Агентство в том, что они не отозвали прокатное свидетельство сериала «Черная кровь» на канале «Украина», а в нем, мол, в главных ролях снимались актеры из «Чистилища» сайта «Миротворец».
На что глава ведомства отметил, что работает в рамках законодательства Украины, и как только эти или какие-либо другие актеры будут внесены в Перечень лиц, угрожающих национальной безопасности Украины, который формирует Минкульт с подачи СБУ, СНБО и Нацсовета - тогда и будут отозваны госрегистрация и прокатные свидетельства. А «Чистилище» «Миротворца» пока нигде в Законе как официальный список не утверждено.
Но продолжим о главном, например - о промо:
Обратите внимание, среди 14 фильмов, которые получили финансовую поддержку промокампании, сопровождающей выход в прокат, достаточно много снятых и без участия Госкино, как «Уровень черного», «Jamala.UA», «Время хризантем» или «Воины духа».
Чиновники заверили, что и в следующем году промокампании будут поддерживать не только в случае, если фильм снят за государственные средства.
Ну, о стендах и павильонах вы уже все знаете...
Как и о кинофестивалях
А о законо- и нормотворчестве поговорим чуть позже, пока просто запомните этот твит. Дело в том, что эта работа наряду с деятельностью Министерства культуры и Законом Украины о Госбюджете в какой-то мере и стала причиной того, что радостным с пресс-конференции не ушел никто.
Обратите внимание: финансирование отрасли на 2017 год мало чем отличается от запланированного на 2018 год. Предписанные Госбюджетом на 2018 год 520 млн грн, которыми будет распоряжаться Госкино, пойдут в тех же пропорциях на те же цели.
Также обратите также внимание на последнюю графу «перечисления на спецсчет Госкино». Эти 3 млн 269 тыс. 634 грн - возврат продюсерами процента от кассовых сборов профинансированных Госкино фильмов. Совсем скоро у меня будут более точные данные по каждому из проектов, перечисливших процент от бокс-офиса Госкино, и мы обсудим с вами эти показатели отдельно.
Это мы тоже с вами обсуждали, когда анализировали бокс-офис года.
Кстати, об успехах, начислениях и о том, кто и сколько выиграл на питчингах. Предвкушая интерес к этому вопросу, Филипп Ильенко подготовил...
и зачитал вслух, кто получил больше всего поддержки за 2017 год. 62 компании получили финансирование, 20 из них - впервые.
Чтобы меня потом никто ни в чем не обвинил, я решила не цитировать Филиппа Юрьевича, а попросить для публикации список. Вот, прошу - топ-25 получателей госфинансирования:
Обратите внимание, на седьмой строке - Национальная киностудия им. Довженко, которая, начиная с 2011 года, стабильно получала финансирование на кинопроекты (в 2014-м и 2015-м средства были, напомню, заморожены Минкультом). Сами думайте, насколько серьезно стоит воспринимать заявления студии, что им никогда ничего «не перепадает» от ведомства.
Кажется, кое-кто заскучал. Ну, не страшно - оператор играет в Angry Birds, а служба и трансляция все равно идут
- Кассовые сборы украинского кино свидетельствуют об одном, - заявил вместо финала Филипп Ильенко. - И фильмы, снятые при поддержке Госкино, и фильмы, снятые независимыми продюсерами, создали эффект присутствия в прокате, вывели украинский фильм из маргинеса информационного поля, премьера перестала быть экстраординарным и стала запланированным событием. Это - главное достижение. Зритель перестал только слышать о том, что украинское кино где-то там существует, теперь он может практически в любой день в году попасть на сеанс если не одного, так другого украинского фильма.
Дальше в поддержку Госкино стали высказываться сочувствующие:
Андрей Халпахчи уточнил, что накануне Берлинале получает по 70 писем в день от продюсеров и организаторов с вопросами об украинском участии.
Андрей Кокотюха порадовался, что украинское кино и бокс-офис в одном предложении перестали считать оксюмороном, но попросил все же провести несколько уточняющих ликбезов по поводу объема украинского рынка.
На что глава Госкино подтвердил: в Украине сейчас действуют 511 кинозалов в 169 кинотеатрах. В июле 2017-го их было «чуть больше 500». Увы, рост этой части киноиндустрии происходит совсем не динамично: в отличие от количества фильмов, количество мест, где их можно было бы увидеть, прибавляется крайне медленно: за 2017 год открыли, по разным оценкам, от 20 до 15 новых экранов (3-4 кинотеатра).
Многие из действующих в Украине кинотеатров - малозальники, которые не могут позволить себе репертуарный диапазон, уточнил Филипп Ильенко. Украинские фильмы по-взрослому конкурируют с иностранным кинопродуктом. Поэтому окупиться в прокате может только малобюджетная комедия (за всю историю украинского кино это были только фильмы «DZIDZIO Контрабас» и «Свингеры», бюджет которых неизвестен, но самые щедрые оценки называют сумму до 5 млн грн).
Кроме того, Филипп Ильенко вкратце озвучил платы на 2018-й - оказалось, в этом году ожидается 49 украинских премьер (включая документальные и короткометражные фильмы).
Засим сказочке конец, Сейтаблаев и Санин могут продолжать обсуждать свои проекты, а кто до этого слушал вполуха - самое время настроиться на серьезный лад.
Если вам кажется, что 2017 год в отчете Госкино прозвучал если не триумфально, то как минимум достойно - вы не ошиблись. Тем грустнее осознавать, что триумф на этом, возможно, и закончится.
В 2017 году прошел 10 конкурс кинопроектов, питчинг, по результатам которого в программу производства украинского кино были включены 78 фильмов. Полученные из Госбюджета средства - 520 млн грн - едва позволяют полностью покрыть расходы на эти съемки. На то, что в этом году пройдет 11 питчинг, рассчитывать могут только очень оптимистично настроенные кинематографисты. Реалисты же на EFM, который стартует завтра в Берлине, и на Marche du Film в Каннах в мае не смогут обещать европейским продюсерам участие в питчинге. То есть хваленая копродукция, о которой столько говорили и которой начали гордиться, снова под большим вопросом.
С 2016 года Украина заявляет на стендах и в павильонах международных кинорынков и форумов, что вот-вот в стране заработают кэш-ребейты. Мало того, что ставка возврата упала с изначально запланированных 25% до 16,6% потраченых в стране средств, нормативные акты, необходимые для запуска работы этого инструмента (как и еще ряда важных норм принятого Закона Украины «О государственной поддержке кинематографии»), не могут быть согласованы, так как до сих пор не приняты необходимые для запуска процесса изменения в Бюджетный кодекс. В случае, если все документы не успеют разработать, принять, согласовать и утвердить до июня, процедура не заработает раньше 2019 года.
Ну и наконец, тем временем министерство культуры Украины распоряжается дополнительными 500 млн грн. Эти средства пойдут не на конкурсы, питчинги, возможную копродукцию и поддержку индустрии, а на развитие «патриотического кино». В кавычках этот термин потому, что на прошлой неделе, попытавшись дать ему определение, министр культуры Евгений Нищук включил в эту категорию и сериалы, и «не только». Кроме того, уже уточнил, что началось формирование экспертного совета, который будет распоряжаться этими средствами: без прозрачного конкурса или понятных требований к «экспертности» этих экспертов.
А к 2019 году новосоздаваемый Украинский культурный фонд (главой Наблюдательного совета которого стала Марина Порошенко) будет, скорее всего, вообще единственным распорядителем финансов, выделяемых на культуру, через свои, новосозданные экспертные советы.
Время покажет, какими они окажутся - возможно, питчинги УКФ будут даже интереснее, прозрачнее и справедливее питчингов Госкино. Но «прекрасная эпоха» 2017 года, «золотой» сезон кинопремьер, ежемесячные рекорды в бокс-офисе и наконец-то стабильный интерес к украинскому кино уже не вернутся, а нам всем не повезло жить в очередную эпоху перемен. Надеюсь, к лучшему.
Рекомендовано к прочтению