28.03.2018 18:35

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

В украинской киноиндустрии упрекнуть в недостаточной скорости реакции можно кого угодно, но не компанию MRM: как только на рынке назревает вопрос, требующий публичной дискуссии, она за считаные дни организовывает «Медиазавтрак» на злобу дня. Например, в прошлый четверг в Комитете Верховной Рады по вопросам культуры и духовности подняли вопрос администрирования квот на украинское кино в украинских кинотеатрах — и уже во вторник, то есть вчера, прошел двухчасовой завтрак за познавательной беседой о главнейшем из искусств.

Если бы не несколько но, витавших над мероприятием, как тень отца Гамлета. Но о них чуть позже, а пока обсудим, что было сказано спикерами по теме (и вне ее).

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Завтрак, по традиции, предоставлял Ronin. По традиции же у спикеров за главным столом маковой росинки во рту не было — не вещать же о судьбах рынка с полным круассанов ртом. Но, думаю, организаторы передали каждому сухой паек.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Кстати, о спикерах — к бою были готовы…

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

…слева направо: Роман Мартыненко (дистрибутор MMD), Наталья Байдан (директор сети кинотеатров «Планета Кино»), Инна Янакаева (директор сети кинотеатров Multiplex), Андрей Дяченко (дистрибутор UFD) и Егор Олесов (продюсер, студии «Кiнороб» и Animagrad).

Как видите, западный фронт развернут. Самое время формировать позицию.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Среди гостей завтрака — Валерий Козлитинов, главный (и единственный) профессиональный производитель промоматериалов для украинского кинематографа. Гости «Медиазавтрака», когда Валерия представили именно так, удивились: неужели у кого-то повернется язык заявлять, что FILM.UA, особенно после успеха «Украденной принцессы», или студия «Квартал 95», например, не умеют делать промокампании?

Ситуацию прояснил Егор Олесов, призвав не путать промокампанию и мейджорский пакет промоматериалов:

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

— Мы с Валерием сотрудничаем давно. Для наших проектов он делал и трейлеры, и постеры в том числе.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

— Если авторы фильма сами берутся делать свои промоматериалы, получается обычно плохо. Режиссер и продюсер слишком погружены в продукт, они не могут достаточно абстрагироваться от него, чтобы сделать хороший трейлер и хороший постер, — уточнил Роман Мартыненко.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

— Я вообще-то послушать пришел, и тему создания промо для кинофильмов мы уже обсудили — напомнил Валерий Козлитинов. Кстати, действительно обсудили — вот, читайте, вспоминайте, кто прогуливал.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Увы, понеслось — значительная часть дальнейшей дискуссии свелась с качеству фильмов, качеству промо, готовности продюсера идти на компромиссы, коммерческому потенциалу фильма, достаточности или недостаточности экранов в Украине.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Все темы, несомненно, интересные и важные — наверное, поэтому модератор встречи Артем Вакалюк позволил дискурсу уйти в эту сторону.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Да и спикеры разоткровенничались. Роман Мартыненко сказал, что предпочитает входить в кинопроект как дистрибутор на этапе сценария, читает в год более 100 киносценариев и заранее, даже на этапе синопсиса и заявки, может предсказать кассовый потенциал любой картины. Из-за чего вызвал бурю негодования — крохотную и локализированную, но все же.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Гости «Медиазавтрака» — режиссеры (один из которых считает себя Дарреном Аронофски) — возмутились: мол, «вы призываете нас снимать только мыло и попсу, а мы, элита, несем вам сценарий «Реквиема по мечте», фильма в топ-5 лучших проектов за всю историю кинематографа по версии IMDB».

Представители дистрибуторов и кинотеатров тут же уточнили, что они говорят сейчас исключительно о прокатной истории фильма, а не о фестивальной и около-фестивальной судьбе проекта. И если режиссер хочет снимать фестивальное кино, он все равно должен понимать, какой путь возможен для его картины.

От себя замечу, что «Реквием по мечте» действительно в ходит в перечень фильмов с самым высоким рейтингом на IMDB, но на 80-м месте, и действительно провалился при этом в прокате, собрав чуть более $7 млн бокс-офиса при $4,5 млн производственного бюджета, и это не учитывая P&A-затраты и выплаты гонораров звездам.

Роман Мартыненко призвал также режиссеров перестать считать себя элитой только на том основании, что они снимают кино.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Наталья Байдан попросила не путаться в понятиях «хороший фильм» и «кассовый фильм" -, мол, это разные вещи. Кассовый фильм, интересный зрителю — это один вид продукта, а фестивальный фильм для узкой аудитории — другой. Кинотеатры же — это непосредственная связь между создателями фильмов и их зрителями, и озвучивают мнение зрителя. Если режиссерская амбиция — продемонстрировать зрителю, что он плебс по сравнению с элитой, то претендовать на кассовый успех или сколько-нибудь значимую аудиторию фильм вряд ли сможет.

После длинного пролога представители кинотеатров перешли к конкретным цифрам.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Multiplex рассказал о цене открытия кинотеатра в городе с населением 300 тысяч:

— Нас очень просили открыть кинотеатр, но когда он открылся, стоял пустой, — поделилась Инна. — Еще год мы потратили на то, чтобы снова приучить жителей города к мысли, что хождение в кинотеатр — это досуг, это возможная и хорошая альтернатива тому, чтобы провести вечер в кабаке или дома у телевизора.

Не обошлось и без конкретики.

Кинотеатры заверили, что цена билета — от $2,5 до $2,8 — никак не может подняться до $3 уже больше года, потому что не растет покупательская способность украинца. А затраты на оборудование кинотеатра — от проекторов, экранов и аудиосистем до кресел и машин по производству попкорна — все долларовые, и в кинотеатре не импортируют только сотрудников и стены. Стены, впрочем — отдельный вопрос, так как запуск работы кинотеатра напрямую зависит от вывода в эксплуатацию торговых центров. А ТРЦ, в свою очередь, могут откладывать открытие и год, и даже дольше. Строить же отдельное помещение экономически нецелесообразно.

Затраты на оборудование одного цифрового зала кинотеатра в торговом центре — от $300 тыс. минимум. В случае открытия зала в городе с населением около 50 тыс. жителей кинотеатр, вероятнее всего, вообще никогда не окупится — оборудование выйдет из строя раньше, чем на продаже билетов успеют заработать достаточно, чтобы покрыть инвестиции.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Кажется, эта математика не обрадовала аудиторию.

— А какое абсолютное дно украинского кинопроизводства? — спросили вдруг из зала. — То есть при каком минимальном бюджете фильм не обанкротит инвесторов, если выйдет в прокат? Мы рассчитывали такую сумму для Казахстана, это $40 тыс.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Егор Олесов попытался объяснить, что фильм фильму рознь: мол, комедия — это локальная история, поэтому такой фильм должен окупиться на внутреннем рынке, а анимация, наоборот, — продукт, который с удовольствием покупают на многие территории, поэтому бюджет мультфильма рассчитывается с учетом подобных факторов…

— Но «Свингеры» снимались за $60 тысяч, — сказал, как отрезал, Андрей Дяченко. — Они рассчитывали, что окупятся в любом случае.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Кажется, цифра удивила даже бывалого аналитика рынка Вакалюка. Впрочем, если вспомнить фильм «Свингеры», можно без особого переподвыподверта воображения предположить, что его сняли за одну съемочную неделю.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

И только под конец беседы Наталья Байдан вернулась к вопросу, с которого, казалось бы, все должно было начаться:

— При таких затратах кинотеатров, при том, что сборы украинских фильмов в лучшем году составили около 3,5% от общего бокс-офиса, при том, что самый кассовый украинский фильм прошлого года — всего на 37 месте в перечне кассовых фильмов вообще, учитывая, что сейчас закончатся апрельские релизы (в этот четверг выйдет «Легенда Карпат», затем — «Зрадник» и «5 терапия») и до августа нет ни одной украинской премьеры (одна все же есть, это релиз фильма «Бобот» в конце июня, хотя исключение только подтверждает правило, — МН), как мы должны исполнять квоту в 15%?

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

— Нам предлагают делать образовательные сеансы, возвращать в прокат старые фильмы, и мы поддерживаем эту идею в целом, но это же не может быть 15% всех сеансов. Поэтому мы и предлагаем составить дорожную карту, какие-то этапы, по которым будем выходить на нормальные взаимоотношения.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Андрей Дяченко поддержал коллег из кинотеатров. Как отметил дистрибутор, украинские продюсеры редко мыслят более далекой перспективой, чем выход одного своего фильма.

— Взять только этот октябрь — на одну дату пришли пять украинских продюсеров со своими релизами. Чуть не подрались, пришлось их как-то перераспределять.

Напомню, в отличие от украинского продюсера, который смотрит на месяц-три-полгода промокампании и дату своего (по традиции лучшего в мире) релиза, украинский дистрибутор мыслит категорией 52 уик-эндов в году, на каждый из которых он должен что-то предложить кинотеатру. А кинотеатр вынужден теперь мыслить еще и месяцами — чтобы на хотя бы один из четырех уик-эндов попадал большой зрительский украинский релиз.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Продюсеры задумались,

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

или заболтались с дистрибуторами. Впрочем, вот беда, большинство продюсеров на встрече были и так индустриально подкованными и, более того, успешными. А вот дистрибуторы и продюсеры, у которых с украинскими релизами пока складывается не очень, «Медиазавтрак» по традиции прогуливали.

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

Впрочем, пока спикеры отдыхали от волнительной темы,

Украинское кино в украинских кинотеатрах. Киноквоты между Медиазавтраком и Комитетами Верховной Рады

А представители кинотеатров — раздавали комментарии,

я не могла отделаться от ощущения тех самых призраков, с которых мы и начинали. Их два: тень отца украинской киноиндустрии Богдана Батруха, и остронасущный юридический вопрос. Вначале поговорим об обличителе российских шпионов и основателе дистрибутора B&H.

Так или иначе при обсуждании проката поднимается вопрос сложившейся на рынке монополии. Сейчас один дистрибутор выпускает на рынок релизы четырех из шести голливудских мейджоров и имеет долю в более чем 55% рынка, а в случае, если студию Fox поглотит Disney — с высокой вероятностью сконцентрирует в одних руках около 70% рынка. И каждый раз, обсуждая какие-либо квоты и условия работы, нужно иметь в виду, что как минимум 48 из 52 уик-эндов в году уже заведомо частично расписаны. И составлять дорожные карты или администрировать какие-либо ограничения, не принимая во внимание монополиста рынка, как минимум странно.

Странно, но приходится — наковальней в вопросе о присутствии украинского кино на экранах украинских кинотеатров выступают законодательная и исполнительная ветви власти в лице Комитета ВР по вопросам культуры и духовности и Госкино. Именно они инициировали вопрос процедурного урегулирования контроля за исполнением кинотеатрами квот, а, раз маятник запущен, остановить его в целом правильными, но не имеющими веса заявлениями, вроде «квотами и запретами вы ничего не добьетесь», невозможно.

Со своей стороны поддержу кинотеатры — действительно, ситуация запутанная, и без дорожной карты, системной координации между индустрией и госорганами тут не обойтись.

Поэтому полезно было бы сформулировать более юридически определенную норму, приемлемую для всех сторон рынка, и совместными усилиями ее лоббировать. В частности — предложить грейс-период на введение администрирования квоты, постепенное введение нормы, более рациональные периоды для мониторинга, чем озвученый сейчас в законе месяц, чтобы учитывать неспособность кинопроизводителей и дистрибуторов выпускать достаточное количество новых релизов ежемесячно.

Надеюсь, меморандум с такими тезисами успеют подготовить в ближайшее время: в прошлый четверг комитет под руководством Николая Княжицкого более чем неоднозначно дал понять, что намерен работать над этими нормами в ускоренном режиме. Я же буду держать вас в курсе развития этой ситуации. Так что не переключайтесь.

Источник

В оккупированном Крыму продали завод шампанских вин «Новый свет» В Харькове обнаружили дом с невольниками В Киевском райсуде проходит первое слушание по делу Енгибаряна о смертельном ДТП Завершившему карьеру вратарю Александру Шовковскому сделаны операции на поломанных пальцах Невероятная развязка. Победный гол на последней секунде овертайма

Лента новостей