"Мир вашему дому": зрада отменяется. Как в фильме открытия "Молодости" снялся одиозный российский актер, и почему из этого не выйдет скандал
На минувших выходных, как вы знаете, в Киеве состоялась «пробная версия» 47-го фестиваля «Молодость» – «Молодость. Пролог-47». И открылся он фильмом Владимира Лерта «Мир вашему дому», снятым по знаменитой пьесе Григория Горина, основанной, в свою очередь, на цикле рассказов Шалом-Алейхема «Тевье-Молочник».
И все бы хорошо: и произведение культовое, и пьеса легендарная, и фильм наконец-то добрался до зрителя. Одна мысль не давала мне покоя: роль Тевье в нем сыграл известный российский актер Евгений Князев, ректор московского Щукинского училища, который в 2014 году вроде как подписал письмо в поддержку действий Владимира Путина в Крыму.
А вы же понимаете, что нынче не такие времена, чтобы этот факт остался незамеченным: особенно если фильм с таким человеком в главной роли, во-первых, открывает главный украинский кинофестиваль, во-вторых, скоро выходит в прокат. Поэтому сразу же после пресс-показа я поспешила на посвященную картине пресс-конференцию: не могла же я остаться в стороне от назревающего скандала.
Это, кстати, не я спешу, а журналистка ТСН Валерия Ковалинская
А это - одна из продюсеров картины Мария Каель
Пока журналсты собирались в зале
Продюсеры Мария Каель, Юрий Карновский и исполнительница одной из галвных родей Александра Сизоненко общались с Аликом Шпилюком
А режиссер картины Владимир Лерт - с художником-постановщиком Виталием Ясько
Ну, вот и Андрей Халпахчи подоспел - можно и в зал
Для начала Андрей Халпахчи рассказал, почему его выбор пал именно на «Мир вашему дому» как фильм открытия фестиваля:
– Мы со Шпилюком вместе работаем в госкомиссии Госкино и увидели фильм в марте, когда его сдавали. Я сразу подошел к Юрию Карнавскому и сказал, что хочу показывать это на открытии «Молодости». Нам много лет было очень сложно: было ограниченное количество украинских фильмов, о качестве я вообще молчу. Но каждый фестиваль, каким бы он ни был международным, должен отзеркаливать и пропагандировать свою собственную индустрию. Увидев этот фильм, я сразу понял: «О, это именно то, что надо показывать на «Молодости». Фильм открытия должен быть зрительским, понятным аудитории. Надеюсь, с вашей помощью мы достучимся до зрителя, и он придет в кинотеатры.
– Ну, мы уже много говорили об этом фильме на пресс-конференции фестиваля, поэтому давайте сразу начнем с ваших вопросов, – продолжил Алик Шпилюк.
Поэтому перешли к вопросам.
Начали с вопроса о Богдане Ступке – легендарном украинском «Тевье-Тевеле», благодарность которому высказана в титрах картины.
– Мы работали с Богданом Сильвестровичем на моем дебютном проекте «Отторжение», – рассказал Владимир Лерт. – Не думаю, что ему очень понравился фильм, но мы как-то нашли общий язык, и он почувствовал, что мне просто нужен хороший сценарий. И когда я предложил ему экранизировать спектакль, он сказал: «Да ну, кому это надо, это неинтересно. Ты вот сделай кино». Я сказал: «Богдан Сильвестрович, да кто мне доверит?» – «А ты иди и пользуйся моим именем, тебе никто не откажет. Скажешь, что я сказал». И действительно, так я и пошел: «Вот, Богдан Сильвестрович сказал, я сам не при делах, сам все понимаю…». И никто не спорил. Поэтому в титрах я написал скромное ему спасибо. Без него этого фильма не было бы.
Далее создателей картины спросили, как им удалось возобновить прерванную из-за политических событий работу над картиной, вновь собрать группу и пр.
– Истинная причина перерыва в работе – в том, что предыдущая компания, не хочу ее даже называть, не выполнила свои обязательства, – прояснил ситуацию режиссер Владимир Лерт. – А без денег снимать очень тяжело. Компания не нашла инвестора, начались проблемы, началась революция, всем было не до кино. Я обзвонил, на самом деле, очень много людей, а потом пришел к Маше Каель и попросил помощи. Потом на Одесском кинофестивале мы познакомились с Юрой Карновским. Раньше, кстати, он совершенно случайно оказался на съемках, подошел ко мне, прищурился и спросил: «Нетленку снимаешь?». В общем, Юра с Машей поверили в картину, и с тех пор я тратил свое время исключительно на историю, сценарий, съемки.
Дальше, конечно же, коснулись ситуации с Князевым: вот, мол, подписал, вот, мол, пресса пишет…
– У нас никаких проблем не возникало, – успокоил Владимир Лерт. – Да, было это письмо, но его даже на сайте Минкульта РФ больше нет, потому что это настоящая профанация: его вообще никто не подписывал. Князев его в глаза не видел. Он летал сюда 5 раз, беседовал на эту тему с пограничниками… Его просто как ректора «назначили». И я не могу требовать, чтобы он, как Навальный, вышел на площадь и что-то там заявил – это его дело. Я за него решать не могу.
– Но ведь факт подписания есть? – удивилась я.
– Нет! – хором ответили режиссер, продюсер и Андрей Халпахчи.
– Посмотрите на «Дожде»: там было интервью министра культуры РФ, – ответил Лерт. – Там подробно рассказывается, как он придумал это письмо, как это все было, и что это была абсолютно неконтролируемая петиция.
Тут к разговору подключился Андрей Халпахчи:
– Хочу высказаться, потому что вокруг этого происходят ненужные разговоры. Я уже много раз говорил: мы должны понимать, как сегодня живет российская интеллигенция. У меня много друзей в России: кто-то из них пытается поднять голос, кто-то не может этого сделать. Я разговаривал с уже покойным Алексеем Баталовым, подпись которого тоже стояла под этим письмом. Он его тоже никогда не подписывал. Ему даже не позвонили и ничего не спросили – просто поставили его подпись. А он был уже больным человеком, чтобы все это оспаривать и опротестовывать. Вы не жили в советское время и не знаете, как это все происходит. В России сейчас происходит то же самое. Поэтому я считаю, что если человека нет в списках СБУ, он много раз приезжал сюда и, кстати, не ездил в Крым, куда его приглашали, то мы сегодня не имеем права его осуждать за то, что под тем письмом, независимо от его желания и решения, появилась его подпись. Фильм – украинский. И я счастлив, что мы в этом году имеем возможность открыть фестиваль этим очень интересным, украинским еще и зрительским фильмом. Я этим горжусь.
– Давайте еще вопросы. Только не политические, желательно, – занервничал Алик Шпилюк.
Дальше коснулись вопроса, который волновал всех, кто видел фильм: очень уж заметно, что в кадре актеры говорят по-русски, а сверху наложен украинский дубляж.
– Половина актеров не говорят на украинском языке, а по контракту с Госкино мы обязаны были выпустить фильм на украинском, – пояснил Владимир Лерт.
Правда, пару фраз, звучащих из уст российских революционеров, таки остались без перевода:
– Меня отговорили, – объяснил Лерт. – Сказали: «Вова, очень глупо переводить все эти вещи». Звукорежиссер вообще сказал: «Это идиотизм!». Так они и остались недублированными.
Мария Каель добавила, что дубляжом целый год занимались целых три украинских компании
Естественно, не обошлось без вопроса о «самых сложных сценах».
– Мне все было сложно, – признался художник-постановщик. – Я отношусь к работникам сталинской эпохи, у меня все должно быть, как положено.
– Я должен поблагодарить Виталия Васильевича, – подхватил Владимир Лерт. – То, что фильм получился, как музей – это все благодаря ему. Он периодически говорил: «Володя, если вы хотите снять видеоклип, то можете, конечно, тут все завесить. Но евреи так не жили». Поэтому мы очень прислушивались к нему, и то, что фильм выглядит так аутентично – заслуга Виталия Васильевича.
Не обошли вниманием и любовную «сцену в муке» – в ней обнаженные влюбленные, полностью засыпанные мукой, предаются сами понимаете чему.
– Для меня эта сцена была самой сложной, – призналась Александра Сизоненко. – Я очень волновалась, готовилась, наверное, месяц, ничего есть не могла. И в результате Вова сказал: «Саша – богиня! Давайте снимать». Но было очень страшно: на площадке было много людей…
– Я думал, как бы показать, что герои обнаженные, но при этом не до конца их обнажать, – рассказал режиссер. – Поэтому придумал вот такой способ – измазать их в муке.
В YouTube, кстати, есть видео, как мы снимали это с точки зрения оператора: положили на пол осветителя и показывали, как будем это снимать – это очень смешно.
Ну вот, судите сами:
А сняли сцену достаточно быстро – два-три дубля – и поехали домой.
Вообще, как оказалось, самыми сложными были съемки сцены, в которой Тевье тянет телегу.
– Дима Яшенков, оператор, посмотрел на огромный холм и спросил ребят на кране: «Вы сможете туда заехать? Он же перевернется!»
Просто за два дня до съемок прошли сильные дожди и размыли грунт, добраться на этот холм было нереально. Но Дима сказал: «Либо там, либо нигде». И мы практически на танках туда шли: нам помогал клуб автолюбителей, которые по грязи ездят, они вытаскивали наши автомобили. Съемочная группа сказала, что тяжелее дня в их карьере не было. Плюс все время нас преследовал дождь. А мы вынуждены были снимать огромные хронометражи – иногда по 12-16 минут – такие были у нас условия.
Ну и закончили вопросом проката:
– Мы решили не фокусироваться на одном дистрибуторе и пойти на VOD-дистрибуцию, – признался Юрий Карновский. – И с ее помощью достучаться до своей целевой аудитории, которая сейчас разбросана по всему миру. Думаю, очень много наших бывших соотечественников ждут, когда фильм появится на VOD-платформах.
На этом, пожелав фильму хорошего бокс-офиса, встречу с журналистами закончили.
А я все никак не могла успокоиться из-за вопроса с Евгением Князевым и все же допросила Юрия Карновского с пристрастием:
– Вы же понимаете, что чем дальше, тем больше вопрос с участием в картине Князева будет возникать. Я понимаю, что в картину он был приглашен в 2013-м, но вот – 2014 год и эта ситуация с подписанием письма…
– Смотрите, наша компания вошла в съемочный процесс в 2015 году. Были переподписаны все договоры с Госкино, и мы специально обратили внимание на эту ситуацию: отправили запрос в СБУ по поводу Князева и связанных с его участием в картине рисков. Нам ответили, что никаких действий против актеров, которые у нас задействованы с 2013 года, нет. Поэтому мы считали своей обязанностью закончить фильм прежде всего. Даже несмотря на то, что государство нам никаких денег не выделяло – я должен отметить, что мы не взяли ни копейки государственных денег. Хотя государство выплатило огромную сумму предыдущим продюсерам. Не наше, конечно, дело, что они сделали с ними и с фильмом, но мы получили от Госкино на треть готовый проект. Естественно, набирать новых актеров и переделывать почти 10 съемочных дней было нереально. То есть мы, фактически, считали и до сих пор считаем, что делаем доброе дело не только для имени Шалом-Алейхема и еврейского комьюнити по всему миру, не только для государства Украина, потому что это – украинский фильм прежде всего, не только для Госкино, которое выделило деньги, но не получило готовый продукт. Мы, прежде всего, делали доброе дело для тех зрителей, которые будут смотреть картину – она отличная, мне кажется, и меняет вообще парадигму восприятия украинского кино. Да, неприятно, что Князева назначили «цапом-видбувайлом», потому что он – ректор крупного государственного вуза.
– А как это выяснилось?
– Это выяснилось в 2016-м, когда он после съемок сказал: «Я теперь, оказывается, в списках, а я никогда ничего такого не видел и не подписывал. Как вы к этому отнесетесь? Говорите, что мне делать». Я говорю: «Ну, что уже делать. Ничего уже не делать».
Вопрос абсолютно примитивный. В начале марта, еще когда не было окончательной оккупации Крыма, но там бегали эти «зеленые человечки», и Совет федераций РФ подписал разрешение Путину вводить войска в Украиную, Князеву позвонили якобы Министерства культуры и спросили: «Как вы считаете, нужна ли война в Украине?» Он ответил: «Конечно, нет, я там в кино снимаюсь». Ему сказали: «Ну, хорошо, до свидания». Все! И вот таким образом он был «назначен» подписантом. Человек ни разу не был в Крыму, не давал никаких негативных комментариев – да и не мог давать, потому что мы с ним в 15-16 году здесь встречались раз 6 или 7. В общем, я надеюсь, на ваш вопрос я ответил исчерпывающе.
– Ну и о деньгах: сколько вы вложили в этот фильм?
– Пока что мы подсчитываем, маркетинг еще не закрыт. Но на сегодня это сумма 15 млн грн – без денег Госкино. Так что будем ждать результатов бокс-офиса.
Ну, что же, надеюсь, вопрос «зрады» хотя бы в том вопросе закрыт, и теперь вам ничто не помешает посмотреть «Мир вашему дому» в кинотеатре. А я надеюсь, вы собираетесь это сделать: иначе смысл желать картине хорошего бокс-офиса?
Рекомендовано к прочтению