25.07.2019 11:47

Любители развлекательного телевидения чаще выбирают политиков-популистов

Любители развлекательного телевидения чаще выбирают политиков-популистов

Выбирать политиков-популистов — не отечественное ноу-хау, а тенденция, которая прослеживается по всему миру вот уже не одно десятилетие. Кто-то объясняет свой выбор усталостью от старых лиц, кто-то — желанием стремительных перемен. Но что на самом деле влияет на волеизъявление, и есть ли в этом списке телевизор — не политические ролики и прочий контент, созданный с целью разрекламировать кандидатов, а просмотр телевидения в целом?

В начале месяца в одном из самых престижных изданий об общественных науках — American Economic Review — была опубликована статья об исследовании, подтверждающем клише о том, что телевизор делает нас тупее.

В исследовании три экономиста, Рубен Дюранте, Паоло Пинотти и Андреа Тесей, на основе анализа итальянского телевидения смогли предоставить веские доказательства того, что просмотр большого количества развлекательных телевизионных программ оказывает негативное влияние на интеллект. А это, в свою очередь, повышает вероятность того, что на выборах у популистов будет больше голосов.

До конца 70-х годов прошлого века итальянское телевидение было очень серьезным. Все телеканалы были национальными, за формой и содержанием строго следил государственный вещатель (RAI). В эфире каналы были не более 10 часов в сутки, на две трети их контент состоял из новостей и образовательных передач. Даже реклама подвергалась серьезной цензуре: например, в рекламе кормов для животных сами питомцы не появлялись. Скорее всего, боссы каналов считали, что покупать еду для животных, когда в странах третьего мира голодают люди, неуместно.

Ситуация резко поменялась, когда один из самых успешных предпринимателей Италии Сильвио Берлускони в середине 80-х начал скупать региональные каналы. Итальянские суды неоднократно признавали эту деятельность незаконной, но Берлускони, имея обширные связи в правительстве, все же построил первую в Италии частную телесеть Mediaset.

Отличия от сети RAI были колоссальны: менее 10% контента Mediaset отводились новостям или образовательным программам. В то время как RAI отдавал часы эфира серьезным политикам и профессорам, обсуждающим самые насущные проблемы дня, каналы Берлускони сосредоточились совсем на другом. В одном из самых известных шоу медиасети модель снимала с себя предмет одежды каждый раз, когда участник отвечал правильно на вопрос и считался победителем, когда на девушке практически ничего не оставалось.

Постепенное внедрение сетей Берлускони в разных регионах Италии позволяет изучить влияние развлекательного телевидения на поведение избирателей. Исследователи обнаружили, что те территориях страны, где вещание Mediaset стало доступно раньше, на выборах 1994 года за новенькую партию Берлускони Forza Italia проголосовало значительно больше людей.

Эффект сохранялся в течение 1990-х и 2000-х годов, когда регионы, которые подвергались воздействию Mediaset раньше, чем другие, голосовали за Берлускони с большей охотой.

Чтобы убедиться, что это не случайность, и что Mediaset действительно является фактором воздействия, авторы сравнили города и деревни, которые изначально имели хороший прием каналов медиасети, с соседними, у которых прием был хуже или отсутвовал из-за горных массивов и других физических препятствий. Анализ данных показал, что итальянцы, имевшие полноценный доступ к Mediaset, отдали больше голосов популистам, чем их соседи, у которых не было доступа к развлекательному телевидению.

Тенденция большей поддержки Берслускони среди людей старшего поколения объясняется тем, что они намного дольше смотрят каналы сети Mediaset, где в нужный период хвалебные оды политику перемешивались с привычными людям передачами.

Что касается молодежи, что здесь прослеживается печальная тенденция снижения общих когнитивных навыков. Это звучит как надменная шутка выпускников престижных университетов, но исследование действительно показало, что итальянцы в возрасте до 10 лет, смотревшие Mediaset неограниченно, хуже справились с серией тестов по счету и грамотности. Также исследования показали: чем больше потребителей развлекательного контента среди призывников в итальянскую армию, тем больше их отсеивается из-за неудовлетворительных тестов на интеллект.

Такое длительное воздействие вырастило для Берлускони и его партии идеальный электорат — как известно, основной месседж популистских партий направлен на избирателей, которые менее осведомлены о политике и социально-экономической ситуации. Среди партийных лидеров и «новых лиц», пришедших с Берлускони, было множество бывших работников Mediaset, которые ничего не знали о политике. На встречах с членами партии Сильвио многократно подчеркивал важность общения с простыми людьми, среди которых превалировали люди, не получившие высшего образования и никогда не хватавшие звезд с неба.

Анализируя публичные выступления политика, Дуранте, Пинотти и Тесей обнаружили, что он последовательно «придерживался гораздо более простого стиля общения, чем другие партии и лидеры». В результате он собрал больше голосов среди менее образованных граждан. В совокупности это говорит о том, что «раннее воздействие развлекательного телевидения повлияло на политические предпочтения через обнищание когнитивных навыков».

Берлускони оставался у власти в течение долгих десятилетий, обещая людям Италии простые решения сложных вопросов, а когда их терпение иссякло, а чуда так и не произошло, на политическую сцену вышла другая партия. «Пять звезд», основанная комиком Беппе Грилло, выступала против Берлускони, но в полной мере разделяла его популистический стиль, простым языком обещая защитить народ от эфемерных элит.

Партия обрела огромную популярность — труды сети Mediaset не прошли даром, только теперь работали в угоду новым популистам, даже при учете, что сеть Берлускони никого не пиарила Грилло и его соратников.

В исследовании экономистов использована сложная методология, Рубен Дюранте, Паоло Пинотти и Андреа Тесей достаточно убедительны в том, насколько пагубным было воздействие Mediaset на политическую обстановку в Италии. Но пока никто другой не провел подобных исследований, верить в то, что это чистой воды правда было бы, наверное, неправильно.

С другой стороны, читая все это, я испытала неприятное чувство дежавю. А вы?

Источник

«Грибники фотографировали и смеялись»: российские военные утопили танк на учениях в Беларуси Буксировка авто на Полтавском Шляхе закончилась ДТП Акинфеев пропустил в 43-м матче Лиги Чемпионов подряд, увеличив антирекорд турнира В Харьковской области сын ударил ножом отца Почти 200 миллионов гривен перечислили на оборону крупные предприятия

Лента новостей