"Евровидение" с жопой, Медведчук со схемами. 20 самых громких медиаскандалов уходящего года
Каждый год на исходе декабря я предлагаю вам в качестве подготовки к корпоративу свежую подборку самого пикантного, чем можно закусить в компании с коллегами: не оливье и не рябчиков. В конце концов, без этой составляющей медиажизни наша работа не была бы настолько яркой и занимательной. Речь, конечно, о скандалах и скандальчиках, крупных и помельче, сотрясавших рынок целый год. Самое время снова пережевать темы, не дававшие нам покоя, и обсудить, кто на рынке остался с крестиком, а кто - без трусов по результатам бурного 2017 года.
Я говорю бурного, потому что в этом году скандалов на четверть больше, чем обычно - не 15, а целых 20. Так что без лишних предисловий.
Общественное против Верховной Рады
Второй итоговый текст - и снова Зураб Аласания, которому все второе полугодие пришлось разбираться с более чем насущной проблемой - Верховная Рада отказывается финансировать Общественное в предусмотренном законом объеме, сократив запросы телерадиокомпании на 50%.
Чем закончилась история с Госбюджетом на 2018 год, мы уже обсуждали. Вопрос остался один - сможет ли Общественное заставить народных избранников пересмотреть свое решение.
Newsone против революции
Телеканал Newsone явно решил прояснить отношения с Далем, Ожеговым и прочими толковыми словарями по части разницы между словами «революция» и «переворот». И чтобы не быть скучным или слишком академичным, провернул это в плоскости скандала, блокировки и выяснения отношений.
Пока что не похоже, чтобы в долгосрочной перспективе это как-то повлияло на рейтинг вещателя.
Плюсы против Госкино
В 2017 году телеканал «1+1» в лице целого ряда журналистов ТСН и программы «Грошi» обратил внимание на деятельность Государственного агентства по вопросам кинематографа. Госкино обвинили в коррупции и сговоре с рядом продакшенов - в первую очередь, «Инсайтмедиа», с целью обналичивания и хищения государственных средств.
Обвинения громкие, но оперируют _журналисты «1+1» явно далекой от реальности информацией, даже когда коллег цитируют. Вот и получаются обвинения на всю страну, но какие-то невнятные.
В результате деньги на украинский кинематограф в 2018 году перераспределять будет частично Министерство культуры, не имея на то ни процедуры, ни уже прописаных полномочий. Варианта два: либо эти 500 млн грн так никто, кроме Минкульта, и не увидит, либо «срочно придумается» какой-то новый патриотичный конкурс.
Ждем продолжения скандала в 2018-м.
СБУ против «Сватов»
В больших подробностях, чем я уже рассказала о действующем законодательстве в Украине в части, которая касается «черных списков» и запретов на показ кино и сериалов, мне кажется, рассказать уже невозможно.
Так что если вы пропустили этот медиаскандал - читайте текст и смотрите реакцию Владимира Зеленского.
Госкино против кинокритиков
А вот и еще один скандал года с участием Госкино - нишевой, но весьма заметный и поднимающий важные вопросы.
Сергей Неретин, заместитель главы Госкино, этой осенью назвал всех кинокритиков Украины «несмышленышами, которые не способны даже сами кашу есть», и предложил их всех то ли сжечь, то ли на плаху. Кинокритики в ответ возмутились и потребовали лишить чиновника должности.
Впрочем, главным в дискуссии остается вопрос - имеет ли право чиновник в свободное от работы время говорить все, что пожелает? Только у себя на кухне или в публичных местах тоже? Соцсети - это личный блог или все же публичное место? Много важных вопросов о прачечной. Поскольку ни на один из них ответа никто не нашел, ожидайте нового обострения в 2018 году.
Гужва против правоохранителей
У Игоря Гужвы был сложный год. То он Джо Дассеном пел, то был изгнан с митинга плевками.
Но главные неприятности редактору «Страна.UA» доставляют прокуратура и правоохранители. С июня в редакции Гужвы регулярно проводятся обыски, редактора обвиняют в вымогательстве, шантаже и смертных грехах, а залог то берут, то уже не берут.
В общем, желаю вам в 2018 году не быть Игорем Гужвой.
«Схемы» против Медведчука
Программа «Схемы» - безусловно лидер расследовательной журналистики в Украине. Всем журналистам разных программ и вещателей иногда достается тумаков, но только сотрудников «Схем» регулярно избивают охранники самых именитых в политике и бизнесе лиц.
Например, как охранники Виктора Медведчука. Которые набросились на журналистов в аэропорту «Киев» только за то, что те снимали прибытие Виктора из России в Украину. Полтора месяца назад прокуратура возбудила по этому поводу уголовное дело, но не похоже, что справедливости дадут шанс восторжествовать.
«112 Украина» против Нацсовета
Оставим за скобками, что недавно Нацсовет в 29-й (то есть 28-й) раз отказал вещателю в переоформлении лицензии (эта музыка будет и правда вечной). И обсудим совсем другую мелодию - для скрипки с оркестром.
Одно дело - в белом пальто утверждать, что цифровая лицензия телеканала «112 Украина» была получена нечестным и даже не совсем легальным путем, а банально сфранкенштейнена из пяти региональных лицензий. И другое дело - утверждать это, когда другой рукой проводишь цифровой конкурс, в котором выигрывает парламентский телеканал «Рада», весь год целенаправленно готовившийся к этой победе. Естественно, тут не обойдется без обиженных, заявляющих, что с белым пальто пора бежать в химчистку.
Рудольф Кирнос против Плюсов
В этом году собственник недавно запущенных анимационных телеканалов Niki Kids и Niki Junior второй раз стал инициатором большого индустриального скандала. На этот раз господин Кирнос еще и пожаловался в СНБО и Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, требуя исключить телеканалы Nickelodeon и Nick Jr. из списка адаптированных в Украине иностранных телеканалов.
По словам Кирноса, дистрибутор каналов в Украине «1+1» предоставил недостоверную информацию о лицензиях, в частности, забыв упомянуть, что телеканалы доступны в кабельных сетях Украины исключительно на русском языке. Лицензия на русскую дорожку была выдана Роскомнадзором, а не одним из европейских регуляторов.
Информацию Кирнос вынес в публичное поле только в декабре 2017 года, так что то ли еще будет в 2018-м!
Роман Скрыпин против Hromadske
Как говорится, я тебя породил...
Судебная эпопея «Скрыпин против Громадське» в 2017 году подошла к своему логическому концу: проиграли все. То есть формально проиграл Роман Скрыпин - суд отказался восстановить членство Романа в общественной организации «Громадське ТБ» и отказал ему в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Но по факту проиграло и «Громадське» - которое и 200 тыс. евро, которые требовало у Романа, не вернуло, да еще и репутационные потери понесло.
Интересно, с кем в паре Роман будет фигурировать в этой рубрике через год?
Бойко против Мазура, или войны измерений
Это не новый научно-фантастический роман. А жаль, потому что «Войны измерений» - название впору блокбастеру.
Pay TV Data Ukraine - презентованный Сергеем Бойко онлайн-сервис баз данных абонентов провайдеров платного телевидения - наверное, самое скандальное телеком-решение года. Даже войны провайдеров с медиагруппами в январе и временные отключения украинских телеканалов отдыхают.
Тут уже дело дошло до пари между экс-главой «ВОЛИ» и главой «Ланета», а цена вопроса перевалила за 15 млн грн.
А был бы это девятнадцатый век, вопрос решили бы на дуэли. Другие, может, и на шпагах, а вот Сергей Бойко и Виктор Мазур однозначно стрелялись бы с 20 шагов.
Медиаспiльнота против медиаспiльноти
Каждый год украинское сообщество медийщиков, в миру известное как «спiльнота», любит на кого-то или на что-то ополчиться. Иногда это недостойные звания «спiльноти» коллеги, иногда - представители бизнеса или власти. В этом году же главной жертвой самых сознательных и социально активных медийщиков, которых никак не удается «задвинуть обратно», стали они же.
А виной всему - фильм-расследование об убийстве Павла Шеремета. Который создатели защищали, те, кого в создатели не позвали - критиковали, а воз, в смысле расследование «дела чести» и хотя бы вынесение обвинения - и ныне там.
Надеюсь, ко второй годовщине страшного убийства у правоохранителей (с которыми на самом деле и должны разбираться медийщики) появятся ответы.
Нишевые каналы против ИТК
Это у вас, возможно, осень заканчивалась сушкой собранных в лесу грибов и выпеканием рождественского штоллена, а ИТК под конец октября принесло нишевым телеканалам совсем другие консервации - изменения в телеисследовании Nielsen.
Да такие, что 12 тематических телеканалов («Еспресо», «Прямой», «112 Украина», «24», NewsOne, ATR, «UA:Перший», О-TV, Music Box, EU Music, XSport и муниципальный «Київ») решили публично выступить против.
Нишевые телеканалы, похоже, сильно сгустили краски - как впоследствии уточнили эксперты, все было не так страшно. Впрочем, невероятное таки случилось: Индустриальный телевизионный комитет прислушался к просьбе вещателей, не входящих в телегруппы, и согласился отсрочить ограничение аудитории 30-ю кейсами.
А значит, в 2018 году нас ждут новые разборки по этому же поводу, так что не отходите далеко.
Продюсеры украинского кино против прокатчиков и кинотеатров
Правду говорят: нет человека - нет проблемы. То же и с украинским кинематографом. Не было фильмов - не было проблем, и не болела голова у кинотеатров и дистрибуторских компаний о том, как же это кино поженить со зрителем.
Иногда, когда часть работы брали на себя сами продюсеры и полноценно за зрителем ухаживали: с помолвкой, трейлером и промокампанией, в прокате у украинского кино случался хэппи-энд - как в случае фильмов «Слуга народа-2», «Инфоголик», «Дзидзьо Контрабас», «Сторожевая застава» или «Киборги».
Впрочем, так ситуация стала еще двойственней - теперь любой украинский фильм, независимо от того, ухаживал он за зрителем или кулаком в печень его бил в качестве саморекламы, претендует на «чем я лицом не вышел» и роспись на 400 экранов, а Госкино поджидает на выходе с тыквой квотами.
Вопрос, как научить украинское кино женихаться, рассмотрим еще и в 2018 году, тут можно даже в ночь перед рождеством и не гадать.
«Евровидение»
Как много в этом слове!
Тут вам и запрет на въезд в страну участнице из России Юлии Самойловой за нарушение границ, и голозадый Виталий Седюк, и увольнение команды организаторов буквально за два месяца до шоу, и многомилионные нарушения... И смех, в общем, и слезы. И уволенный Павел Грицак, от которого ни полного отчета «где деньги, Зин», ни даже фильма «Казка старого мельника», снимавшегося за государственные деньги, мы так и не дождались.
ZIK против свободы слова
Не против программы «Свобода слова», хотя и она в собственно скандале фигурирует, в против журналистов, которые на эту самую гарантированную Конституцией Украины свободу рассчитывают.
Телеканал ZIK в этом году пережил множество бурных потрясений. В очередной раз остался без генпродюсера – с этой должности ушел Гайгисиз Гелдиев, пробыв на канале меньше полугода, а замену ему нашли в Натальи Влащенко. Кроме того, канал потерял руководителя департамента журналистских расследований Дарью Шевченко, а с ней и немало журналистов-расследователей.
Причем уволившиеся в один голос твердили: проблема - в новой информационной политике канала. Которая вылилась в новое ток-шоу на канале «Народ против». Но шоу-то новое, а вот формат всем поклонникам «Свободы слова» более чем знакомый. Впрочем, прошло полгода, и крики о цензуре на ZIK поутихли - то ли цензуры не было, то ли кричать стало некому.
Общественное против ATR
Боксерский поединок Айдера Муждабаева и Зураба Аласании так и не случился - а я, признаюсь, ждала.
Напомню, весь сыр-бор от того, что телеканал ATR в некоторых украинских телесетях заменили общественным «КРИМ:UA», который, кстати, стал обязательным в пакетах провайдеров телеком-услуг. Айдер Муждабаев был сильно возмущен, что телеком не нашел места на два крымскотатарских вещателя - но крайними оказались не провайдеры, а представители Общественного.
Авторы против продюсеров
Каждый раз, когда мне рассказывают, мол, все, украинская медиаиндустрия уже взрослая, няня ей не нужна, ну, разве что солидный гувернер с тремя MBA и стажировкой в Диснейленде, я поминаю незлым тихим словом фильм «Канарейка, пропеллер и хвост». И все аналогичные истории.
Напомню, «Канарейка» - творение Надежды Кошман, которая планировала быть в фильме и режиссером, и сценаристом. И так мечтала сама все сделать, что сменила несколько продюсерских компаний на пути к государственному питчингу, и еще несколько - в процессе питчингования. Увы, сменить продакшен после того, как государство перечислило деньги, оказалось гораздо сложнее - настолько, что дело пришлось решать в суде, апелляции и даже кассации, и то, по заявлениям сторон, ничего на самом деле никто еще не решил.
Это, а также тот факт, что обычно и режиссеров, и даже сценаристов экспертная комиссия Госкино меняет, как перчатки, не значит, что кто-то в ситуации прав или виноват (очевидно, что неправы все), а только то, что индустрия еще молода-зелена и нормальных методов поиска компромисса, кроме как бить горшки и идти в суд, не выработала. Надеюсь, Украинская Киноакадемия над этим работает.
Каждый год я желаю сторонам в наступающем календарном периоде зарыть куда подальше томагавк войны и перейти к мирной жизни, но эффекта, как видите, от этого пожелания немного. Надеюсь зато, что в 2018 году все спорные вопросы мы будем решать продуктивно, и на каждый срач, большой и маленький, найдется подходящий компромисс.
Рекомендовано к прочтению