14.09.2019 12:37

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

Завершившийся Венецианский кинофестиваль, исторический по целому ряду причин, среди которых победа украинского фильма в конкурсе программы «Горизонты», очень скоро эхом прокатится по Италии, где в прокат выйдет специальная венецианская программа под условным названием «лучшее из Венеции». Отечественному пытливому зрителю придется все это, буквально, отлавливать в прокате и сети. Чтобы несколько облегчить задачу, привожу ниже список тех венецианских фильмов, которые, с очень субъективной моей точки зрения, следует посмотреть, чтобы а) просто быть в курсе трендов в кино; б) узнать много о необъятной природе человека.

1. «АТЛАНТИДА» (2019) реж. Валентин Васянович, Украина

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

Мужчина и женщина на поствоенном Донбассе недалекого будущего. Автор показывает ситуацию застоя – ситуацию, которая не меняется. Васянович говорит о том, что выхода не видно. И лишь банальная зацикленность друг на друге, такая маниакальная любовь, может спасти человека. Такая, которая и согревает в том числе в условиях вечной человеческой мерзлоты, условиях полного расчеловечивания. И, прижавшись друг к другу, они остались в зоне, где их ждало неизвестно что…

2. «ДЖОКЕР» (The Joker, 2019) реж. Тодд Филипс, США

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

Режиссер неглупых комедий про грустное веселье заигравшихся немолодых мальчиков («Мальчишник в Вегасе») вдруг превращается комикс в большую литературу, вроде Эмиля Золя.

Мир «Джокера» — тусклые цвета отчаяния и смятения. Чернильный Готэм-Нью-Йорк… Изображение здесь не описывает героя. Оно вводит зрителя в состояние этого героя. Состояние Артура (Хоакин Феникс) – хлюпика социопата, который не превращается в Джокера, не меняется. Он ломается… и становится Джокером. Ужас здесь переходит в восхищение. Привлекательность антагониста здесь невозможно измерить ни одним штангенциркулем. Шедевр джокероведения, самый талантливый оммаж Мартину Скорсезе (его «Таксисту» и «Королю комедии»); лучший фильм Венецианского фестиваля и, очевидно, триумфатор будущей оскаровской церемонии. «Оскар», как известно, начинается именно в Венеции: все отмеченное здесь, неизменно награждается там.

3. «К ЗВЕЗДАМ» (Ad Astra, 2019) реж. Джеймс Грэй, США

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

Напряженный моноспектакль с Брэдом Питтом с формальным сюжетом про астронавта, который разыскивает в холодном пространстве вселенной пропавшего там два десятка лет назад отца (Томми Ли Джонса).

Пока Джеймс Грэй («Маленькая Одесса», «Хозяева ночи») рассуждает о предопределенности судьбы, которой не изменить даже обогнав время, Питт дает одно из самых напряженных, обжигающих зрелищ года, произнося глазами то, о чем не решался никому говорить о себе после развода. Космос, кажется, сама точная метафора, если умеешь с ней работать.

4. «КОРПУС КРИСТИ» (Boże Ciało, 2019) реж. Ян Комаса, Польша

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

20-летний гопник Дэниель мечтает о духовной семинарии, а получает условный срок и волчий билет в глухомань — вкалывать в столярном цеху. Но Даниель, обведя всех вокруг пальца, выкрадет сутану священника и обоснуется в соседнем сельском приходе.

Изящная история необычного обмана задвинута на дальний план. Вперед вышла история превращения. Из ангела-истребителя с немигающим взглядом Дэниель превращается в страдающего современного святого, умеющего подобрать очень земные слова для проповедей.

Режиссер Яе Комаса корректирует миф об Орфее: спустившись в ад, Дэниель там и остался. И так обрел успокоение, а отчаяние превратил в силу.

Яркий пример польского, а то и общеевропейского киногуманизма: по этике — католического, по стилю — большого авторского. Традиционной драматургии, предполагающей причины и следствия, режиссер предпочитает нетрадиционную. Связи между людьми здесь начинаются, когда причины и следствия заканчиваются: они бесплотны, метафизичны, загадочны. Камера сына великого польского оператора Петра Собачински (снимавшего великие фильмы Кшиштофа Кесьлевского) фиксирует невидимые глазу линии судьбы, а сломанный орган композитора Евгения Гальперина («Малавита», «Нелюбовь», «Божье милостью») их озвучивает.

5. «КРАШЕННАЯ ПТИЦА» (Painted Bird, 2019) реж. Вацлава Мархоула, Чехия, Словакия, Украина

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

Еще один фильм, представлявший в венецианском конкурсе интересы Украины (проект вел продюсер Игорь Савиченко).

Страшная как сама война, выматывающая но дико убедительная черно-белая экранизация автобиографического романа польского писателя Ежи Косински, чье детство в послевоенной Польше сильно рифмуется с биографией Романа Поланского (его военный ад берет свое начала в краковском гетто). Роман Косински — образец самой жестокой прозы про ужасы Второй мировой, и режиссер Вацлав Мархоула старается не отступать ни на йоту от написанного (в книге речь идет о том, каких демонов выпускает из простых людей война), проводя своего маленького героя – скитающегося по польской провинции еврейского мальчика – через все круги ада. Разыграно все международным актерским составом, где представлены Барри Пеппер, Харви Кейтель, Стеллан Скарсгорд, Удо Кир, Джулиан Сэндс и звезда «Иди и смотри» Алексей Кравченко.

6. «НОВЫЙ ПАПА» (The New Pope, 2019) реж. Паоло Сорренитино, США, Италия, Франция

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

Второй сезоннашумевшего сериала HBO, поставленного Паоло Соррентино – главным экспортным режиссером современного итальянского кино. Премьера запланирована на вторую половину октября. Венеция дала всего две серии из целого сезона, из которых выходит, что плутоватый понтифик Джуда Лоу, решивший в конце первого сезона первую свою публичную проповедь провести в рождественской Венеции, впадает в кому. Видимо потому, что увидел там собственных родителей.

Новый сезон снят магически, как все у Соррентино: огромными, тяжеловесными и одновременно ироничными, перезасахаренными, как бы засыпающими на ходу кадрами.

«Новый папа» — кино не показывающее, а рассказывающее, вводящее в состояние. Состояние сна. Очень простыми приемами достигается это состояние: постоянными ритмическими повторами, похожими на прибой какого-то отдаленного моря. Постоянными ответвлениями, отводящими авторскую мысль в сторону. Чтобы понять кому Джуда Лоу, автор намеренно вводит в эту кому и зрителя. Это все вводит смотрящего в состояние какого-то транса, в котором зритель способен поверить во все что угодно. А поскольку мы в поле сна, то и видим сон — как мы смотрим фильм Соррентино про Нового Папу.

7. «ДЕЛО ДРЕЙФУСА» (J'accuse, 2019) реж. Роман Поланский, Франция, Италия

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

«Я обвиняю», он же «Дело Дрейфуса», он же «Офицер и шпион», экранизация книги Роберта Харриса в постановке Романа Поланского. Опальный режиссер, травлю которого устроили и во время венецианской премьеры, рассказывает о скандальном деле Альфреда Дрейфуса – французского лейтенанта, которого в конце XIX века военное ведомство обвинило в шпионаже, хотя дело было исключительно в его еврействе.

86-летний Поланский дает пример настоящего большого стиля с очень говорящей фактурой Парижа конца XIX века. Кадр транслирует пульс жестокого времени, через которое Поланский говорит про век сегодняшний, ставя меж ним знак равно.

«Я обвиняю» — про скандальное дело Дрейфуса, всколыхнувшее Францию в конце XIX века. Луи Гаррель с прореженными волосами играет опального капитана, которого армия судит, вроде, за шпионаж, хотя на самом деле потому что он еврей. На стороне Гарреля — Поланский, Жан Дюжарден и Эмиль Золя. Вместо отчаяния — музыка Александра Деспла.

8. «БРАЧНАЯ ИСТОРИЯ» (Marriage story, 2019) реж. Ноа Баумбах, США

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

Ноа Баумбах («Милая Фрэнсис») – мастер ситкомов о нью-йоркских хипстерах, которые у него поголовно не умеют взрослеть, снял, кажется свои «Сцены из супружеской жизни» и, видимо, сам сильно повзрослел.

Адам Драйвер, успешный бродвейский постановщик разводится со Скарлетт Йохансон, актрисой и музой, когда-то променявшей ради мужа кино в Лос-Анджелесе на нью-йоркские театральные подмостки. Добрые и непутевые, они, войдя в кризис, подают на развод, не перестав любить друг друга. И, разумеется, собственного ребенка. Чувства, кровь и слезы. Скарлетт Йохансон, игравшая в последние годы всякую дрянь, вдруг дает драму самого высокого градуса.

9. «НЕОБРАТИМОСТЬ» (Irreversible-Straight Cut, 2019) реж. Гаспар Ноэ, Франция, Италия

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

Дикая парижская история, начинавшаяся кровавым изнасилованием в одном из парижских подземных переходов и через жуткие кулачные разборки и убийство огнетушителем приводившая к карамельному финалу красивых мужчины и женщины, семнадцать лет рассказывавшаяся задом наперед, теперь перемонтирована автором – режиссером Гаспаром Ноэ, в обычной, линейной хронологии. Молодые Венсан Кассель и Моника Беллуччи, пройдя через развод, снова переживают на экране горячую правду жизни.

10. «О БЕСКОНЕЧНОСТИ» (Om det oändliga, 2019) реж. Рой Андерссон, Швеция

ДОМАШНЯЯ ВЕНЕЦИЯ

Грешащая некоторыми самоповторами, сотканная из десятка мини-историй черная комедия о торжестве хаоса, как сути человеческой жизни. Лауреат Золотого льва венецианского фестиваля (за фильм «Голубь сидел на ветке и размышлял о смысле жизни») снова говорит о любви к людям, хотя делает вид, что презирает их.

Источник

Дома по нескольким улицам в центре Харькова — без тепла. В чем причина и когда батареи станут горячими? Казахский лыжник, не поняв вопроса на английском языке, ответил русским матом В Канаде поезд с нефтью сошел с рельсов ДТП со «скорой» в Харьквое: шестеро пострадавших Комитет избирателей назвал топ-10 прогульщиков Рады за три года – инфографика

Лента новостей